Потолок        12.12.2023   

Памятник на могиле хрущеву. Как эрнст неизвестный делал памятник хрущеву Надгробие над могилой н с хрущева автор

НА СНИМКЕ: Памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Работа скульптора Эрнста Неизвестного.

Несмотря на события в Манеже, несмотря на последующую травлю, невозможность полноценной работы, Эрнст Неизвестный не испытывал враждебных чувств к Н.С. Хрущёву, более того, питал к нему уважение, видел в нём незаурядную личность. Поэтому он без разговоров взялся изготовить надгробие. Над памятником он работал 4 года. При этом вокруг памятника шла постоянная возня, инспирируемая некоторыми членами Политбюро. Тем не менее, памятник был изготовлен и установлен на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище. В сентябре 1975 года там даже стихийно прошло его открытие. Правда, после этого Новодевичье кладбище закрыли «на ремонт», который продолжался 10 лет.

Вся «эпопея» с изготовлением и установкой памятника красочно описана в воспоминаниях сына Н.С. Хрущева Сергея Никитовича (глава VI. Памятник: http://www.bibliotekar.ru/polk-22/7.htm.

Об идее, заложенной в памятнике, мы знаем, прежде всего, из слов самого скульптора, приведенных в Воспоминаниях С.Н. Хрущёва:

В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, - привычно вещал Неизвестный, - светлого - прогрессивного, динамичного, и темного - реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму.

Такой подход позволит лучше понять основные идеи надгробия. Главный компонент - белый мрамор, его динамичная форма наступает на черный гранит. Тьма сопротивляется, борется, не сдает свои позиции, в том числе и внутри самого человека. Не зря голова поставлена на белую подставку, но сзади сохраняется черный фон. В верхнем углу на белом - символическое изображение солнца. Вниз от него протянулись лучи. Они разгоняют тьму. Голова цвета старого золота на белом не только хорошо смотрится, но это и символ – так римляне увековечивали своих героев. Все покоится на прочном основании бронзовой плиты. Ее не сдвинуть. Не повернуть вспять начавшийся процесс.

В плите слева, если смотреть от стелы, отверстие в форме сердца. Там должны расти красные цветы, олицетворяющие горение, самопожертвование. Тут же надпись "Хрущев Никита Сергеевич", с другой стороны даты рождения и смерти. И ничего больше, никаких пояснений. Все должно быть лаконично и величественно. Помните надпись на могиле Суворова: "Здесь лежит Суворов". И все. Никаких полководцев, фельдмаршалов, орденов.

Впервые Эрнст Иосифович так подробно объяснял свой замысел посторонним. Обычно он ограничивался общими словами о добре и зле, жизни и смерти. Позже, в трудные времена, он оправдывался: "Ты привел своих друзей. Я думал, можно говорить все".

И ещё одна цитата:

И по сей день вокруг памятника много споров: одним он нравится, их большинство; другие активно против. Но главное - никто не остается равнодушным. Мы добились цели - на могиле незаурядного человека встал столь же незаурядный монумент. Многие заходят сбоку в поисках авторской подписи.
Далеко не все слышали его фамилию. Иногда возникает недоумение:

Другие поясняют:

Это фамилия - Неизвестный. Он знаменит во всем мире.

Больше всего вопросов вызывает сочетание белого и черного. Когда меня спрашивают, я, как правило, не пересказываю замысел автора.

Каждое настоящее художественное произведение живет своей жизнью, и вы видите в нем себя, оно отражает ваши мысли, - говорю я как заправский искусствовед. - Думайте и смотрите.

Мнений много: добро и зло, жизнь и смерть, реже - удачи и неудачи в судьбе Хрущева.

А одна женщина объясняла:

Белое - это хорошие дела, черное - плохие.

Что ж, каждый из них по-своему прав.

Много разговоров вызвал портрет. Замысел автора остался непонятным большинству. "Голова как отрубленная", - говорят многие.

Не получил одобрения у первых посетителей и цвет старого золота. Впрочем, это уже прошлое. Время распорядилось цветом. Сейчас голова почти черная, а плита сероватая.

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание m24.ru запускает новый проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы расскажем о Новодевичьем кладбище, где недавно отреставрировали 57 надгробных памятников известным деятелям искусства, науки и техники.

На Новодевичьем кладбище нашли последний приют Гоголь и Чехов, Станиславский и Вахтангов, Шостакович и Прокофьев. Здесь похоронены Ельцин, Хрущев, супруга Сталина Надежда Аллилуева и даже глава компартии Китая Ван Мин.

Захоронения на территории Новодевичьего монастыря возникли еще в XVI веке. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, и могилы начали появляться у южной стены монастыря.

Территория Новодевичьего кладбища неоднократно расширялась. Общая площадь всех участков сейчас составляет более 7,5 гектара. На кладбище, территория которого подразделяется на старую, новую и новейшую, захоронено около 26 тысяч человек. На монастырской же территории уцелели захоронения преимущественно декабристов и героев войны 1812 года, а также известных профессоров и общественных деятелей.

Чеховская метка

Тело скончавшегося в Германии от туберкулеза Антона Чехова перевезли в Москву в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц. Писатель похоронен рядом с могилой собственного отца. У подножия памятника сохранилась скандинавская метка — древнее графическое изображение христианского креста.


Камень "Голгофа"

Надгробием на могиле Михаила Булгакова служит камень "Голгофа" (он был назван так благодаря форме, напоминающей гору, где был распят Иисус Христос) с места прежнего захоронения Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Этот ноздреватый черноморский гранит, согласно легенде, был привезен Константином Аксаковым из Крыма. Вдова Булгакова Елена Сергеевна обнаружила "Голгофу", по одной версии, в мастерских Новодевичьего кладбища, по другой - в яме, куда мастера сбрасывали отходы производства.

Поскольку Булгаков считал Гоголя своим учителем и даже искал вдохновения у его памятника в Москве, сомнений насчет судьбы камня не оставалось: его выкупили и установили на могиле автора "Мастера и Маргариты".


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Четыре ноты

На надгробии композитора Дмитрия Шостаковича изображены четыре ноты: ре, ми-бемоль, до и си. Если записать их латинскими обозначениями, то получится DSCH - инициалы композитора. Тема из этих четырех нот считается его визитной карточкой.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Похороненная дважды

Считается, что у Марии Ермоловой две могилы. Изначально актриса была похоронена на территории храма в бывшем селе Владыкино. Незадолго до войны прах Ермоловой был перенесен на Новодевичье кладбище, однако никаких документов, подтверждающих это, не сохранилось.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Посмертный диалог

Автор "Рабочего и колхозницы" Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на старой территории кладбища. На памятнике Замкова сделана надпись: "Я отдал людям все", а на памятнике Мухиной, которая скончалась через 11 лет после смерти мужа, — "…И я тоже".


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Кстати, Мухина считала своим лучшим творением не "Рабочего и колхозницу", а мемориальную скульптуру в виде умирающего лебедя, сделанную для могилы оперного певца Леонида Собинова . Он также похоронен на Новодевичьем кладбище.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Лидер китайских коммунистов

Новодевичье кладбище — одна из самых популярных достопримечательностей среди китайских туристов. Все потому, что здесь похоронен один из бывших лидеров Коммунистической партии Китая Ван Мин, попавший в опалу после образования КНР и проведший последние годы жизни в СССР.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Гоголь без головы

При перезахоронении Николая Гоголя, изначально погребенного в Даниловом монастыре, эксперты обнаружили, что череп автора "Мертвых душ" отсутствует. Кроме того, голова и тело писателя были повернуты набок. После этого поползли слухи, что Гоголя похоронили живым во время летаргического сна.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Галина Уланова

Галина Уланова производила на людей впечатление незащищенной и трогательно слабой женщины, однако имела чрезвычайно стойкий характер. Высеченная на грубом белом камне хрупкая фигура великой балерины отражает этот контраст.


Юрий Никулин

Юрий Никулин на памятнике изображен в возрасте чуть старше 40 лет - таким, каким его запомнили и полюбили поклонники. В композиции памятника запечатлена любимица Никулина — собака породы ризеншнауцер, которую артист привез из-за рубежа.


Борис Ельцин

Борис Ельцин был предан земле на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Могила первого российского президента расположена так, что она не соседствует с другими захоронениями.


Константин Станиславский

Памятник Константину Станиславскому создал известный скульптор Салават Щербаков. Надгробие представляет собой монумент с белоснежным крестом, под которым изображены легендарная МХАТовская "чайка" и ниспадающие портьеры.


Евгений Вахтангов

Евгений Вахтангов умер от рака желудка в возрасте 39 лет. Абстрактная фигура в плаще без лица под капюшоном - так представил знаменитого театрального деятеля скульптор Олег Комов.

Надежда Аллилуева

В середине 70-х годов вандалы сбросили памятник супруги Сталина Надежды Аллилуевой с постамента, после чего с него исчезли две чугунные розы. У самого памятника был отколот нос. После реставрации бюст поместили в пластиковый куб, про "пуленепробиваемость" которого ходили легенды.


Владимир Маяковский

Первоначально прах погибшего при загадочных обстоятельствах Владимира Маяковского находился в колумбарии Нового Донского кладбища. Позже в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.


Василий Шукшин

Памятник Василию Шукшину скульпторы выполнили в виде куба и проходящей сквозь него стрелы без наконечника — символ оборвавшейся жизни. Сначала писателя и кинорежиссера хотели похоронить на родине в Сибири, однако целая плеяда известных людей настояла на том, что тело Шукшина должно покоиться на Новодевичьем кладбище.


Зоя Космодемьянская

Прах Зои Космодемьянской был перенесен на Новодевичье кладбище в мае 1942 года. Нынешний памятник, в отличие от своего советского идеологически выдержанного "предшественника", отражает трагичность судьбы первой женщины-героя Советского Союза военных лет и боль, которую ей пришлось пережить.


Владимир Вернадский

Первоначально в качестве эпитафии для памятника академику Владимиру Вернадскому планировалось использовать его цитату: "Ничего в мире нет сильнее свободной научной мысли". Однако это высказывание не получило одобрение советской цензуры и было заменено на более "политкорректное".


Юрий Левитан

За время Великой Отечественной войны Юрий Левитан озвучил около 2 тысяч сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. На памятнике главный диктор СССР изображен говорящим, рядом с ним неизменный спутник - микрофон.


Вячеслав Тихонов

Долгожданный памятник Вячеславу Тихонову открыли под сопровождение мелодии из фильма "Семнадцать мгновений весны". Бронзовая фигура "Штирлица", отлитая в Италии, возвышается на фоне барельефа по мотивам евангельского сюжета "Поклонение волхвов".


Автор памятника Никите Хрущеву— скульптор Эрнст Неизвестный, один из участников "разгромленной" генсеком выставки молодых московских художников в 1962 году. При помощи черно-белого цвета и ломаных линий скульптор хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры Хрущева.


Андрей Туполев

Легко узнать памятник выдающемуся советскому авиаконструктору Андрею Туполеву. На нем изображено дело всей жизни инженера - самолет и три звезды Героя социалистического труда. На машинах, созданных Туполевым, установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Раиса Горбачёва

Михаил Горбачев настоял на том, чтобы его супругу похоронили на месте бывшего цветника напротив колумбария. Говорят, что сначала родственники погребенных в стене были против уничтожения клумбы, однако увидев работу архитектора Фридриха Согояна, изобразившего "первую леди" СССР молодой и печальной, - согласились.


Среди выдающихся скульпторов мира достойное место занимает Эрнст Неизвестный. Скульптуры, фото которых можно увидеть во всех учебниках по искусству 20 века, предают необычный взгляд на мир. Произведения Неизвестного всегда узнаваемы и производят яркое впечатление своей экспрессией и витальностью. Жизнь художника была непростой, но он смог сохранить свою индивидуальность, юмор и оптимизм до самого конца своих дней.

Вехи биографии

Родился Эрнст Неизвестный 9 апреля 1925 года в Свердловске. Родители, врач и поэтесса, были репрессированы в 30-х годах. Талант мальчика проявился очень рано, он в детстве посещал художественную школу, а в 17 лет поступил в школу при Академии художеств. В годы Второй мировой войны Эрнст пошел добровольцем на фронт и, пройдя обучение, отправился служить в воздушно-десантных войсках. В 1945 году был сильно ранен и отправлен на лечение. За тот бой, в котором он получил ранение, Неизвестного представили к званию Героя Советского Союза. Но из-за фамилии произошла путаница, и 28 лет наградная комиссия не могла найти Эрнста. Как раз в это время у Неизвестного случился прямой конфликт с Хрущевым на тему искусства, и звания Героя художнику так и не дали, заменив его После войны Неизвестный получает образование в Рижской Академии художеств, в Институте им. Сурикова, на философском факультете МГУ. К середине 1950 годов Эрнст Иосифович становится заметным художником, нонконформистом. В 1962 году он принимает участие в выставке современного искусства, разгромленной Н. С. Хрущевым. С этого времени работать в СССР Неизвестному становится трудно, и в 1976 году он эмигрирует, сначала в Швейцарию и затем в США, где и проживет большую часть своей жизни. После перестройки Эрнст Иосифович часто бывал в России. Его работы находятся в частных и музейных собраниях на родине и во многих странах мира. Неизвестный был несколько раз женат, у него осталась дочь. В возрасте 88 лет он перенес сложнейшую операцию и еще несколько лет продолжал творить и жить по полной. Умер художник 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.

Творческий путь

С конца 50-х годов Неизвестный активно работает и экспериментирует. В первую очередь он реализуется как скульптор. Но с 70-х годов он много времени уделяет графике, иллюстрируя литературные произведения, в частности, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В СССР у Неизвестного успело пройти всего две выставки, после этого он подвергался притеснениям за свое стремление к авангардизму. С 1965 года он активно участвует в выставках на Западе. До отъезда за границу Эрнст успел создать в СССР 850 различных произведений. А после эмиграции Неизвестный становится постоянным участником различных художественных событий в разных странах мира. Ему всегда была свойственна очень высокая продуктивность работы. Скульптуры Эрнста Неизвестного приобретают большую популярность, он быстро становится настоящей знаменитостью. После перестройки художник вновь активно начал работать на родине. С конца 20 века Неизвестный воспринимался во всем мире как живой классик, мэтр.

Авторский стиль Эрнста Неизвестного

Уже в ранних своих проявлял новаторство. Скульптуры Эрнста Неизвестного соединят в себе глубокий символизм и мощный экспрессионизм. Он является родоначальником новой скульптуры 20 века. Его творения - это универсальные метафоры с глубочайшим философским смыслом, не напрасно некоторые критики, пытаясь определить его стиль, называли работы Неизвестного «интеллектуальной скульптурой». В своем зрелом творчестве Эрнст Иосифович чаще всего обращается к человеческому телу, пытаясь соединить его с миром артефактов, художник называл это «второй природой». Основной темой его творчества является гуманизм, именно трагичность человеческой жизни, ее смысл более всего занимали Неизвестного на протяжении всей жизни. Он постоянно обращался к предельным человеческим проблемам, его интересовали наивысшие проявления человеческого духа. Чертами его авторского стиля исследователи называют крупномасштабность, выразительную деформацию изображения, высокую степень обобщенности образа.

Самые известные скульптуры Эрнста Неизвестного

Творческое наследие Эрнста Неизвестного огромно, до настоящего времени никто не взялся подсчитать, сколько же произведений создал мастер. Он всегда отличался большой работоспособностью, поэтому существует очень большое количество его творений. К наиболее известным его работам относят: памятник Н. Хрущеву, монументальные скульптуры «Древо жизни» и «Орфей», композиция «Прометей и дети мира», монумент «Цветок лотоса», скульптурные портреты А. Тарковского и Д. Шостаковича, религиозное произведение «Сердце Христа», скульптура «Золотое дитя» в Одессе, монумент «Возрождение». Этот перечень совсем неполный, так как творений у художника было немало. не только является предметом коллекционирования, но часто она становится частью человеческой среды. Многие современные монументалисты создавали специально работы для разных городов, также часто работал и Эрнст Неизвестный. Скульптуры в Москве устанавливались уже в период перестройки и в основном являются частью зрелого творчества мастера. Так, в столице России можно увидеть такие монументы художника, как «Древо жизни», «Возрождение», надгробие Н. Хрущева.

Орфей

Двухметровая скульптура «Орфей» Эрнста Неизвестного была создана в 1962 году. Оригинал хранится в мастерской художника в Нью-Йорке. Эскизы к этой работе были использованы для создания призовой статуэтки Фигурка имеет внушительный вес - 8,5 кг, и в точности повторяет образ своего «большого прародителя». Идея создания скульптуры пришла к художнику после того, как Хрущев разгромил его творения на художественной выставке. В образе поэта с разорванной грудью, играющего «на струнах своей души», безусловно, Эрнст Иосифович передавал собственные переживания того времени.

Древо жизни

Глобальные, общечеловеческие проблемы всегда интересуют больших художников, таких как Эрнст Неизвестный. Скульптуры «Древо жизни» и «Прометей и дети мира», созданные по сюжетам мифов, посвящены универсальным вопросам бытия, добра и зла. В «Древе жизни» автор обращается не только к библейским мотивам, но и символика других религий, а также элементы островных верований. В скульптуре можно увидеть лица людей всех времен, от Адама и Евы до Юрия Гагарина. Венцом всей композиции не напрасно является сердце человека как символ жизни и чувствования. Неизвестный работал над этим творением более 50 лет. Сегодня скульптура стоит в Москве, и ее может рассмотреть любой человек.

Памятник Хрущеву

Примером неожиданных жизненных поворотов может считаться скульптура Хрущева. Эрнст Неизвестный в 1960 годах, после того как Хрущев разнес в пух и прах его творения, назвав работы Неизвестного «дегенеративным искусством», не мог продать ни одной работы. За 15 лет он продал всего 4 работы, не мог получить государственных заказов, работал грузчиком. Поэтому к Хрущеву у Неизвестного было объяснимое негативное отношение. Однако, когда после смерти Никиты Сергеевича, его родственники обратились с просьбой сделать надгробный памятник, скульптор согласился. Он создал композицию, которая метафорически передавала идею борьбы и единства противоположностей, света и тьмы. Работа стоит на на Новодевичьем кладбище.

Маска скорби

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого можно увидеть в лучших музеях мира, часто в своем творчестве обращался к теме несвободы тела и духа. В течение нескольких лет он работал над проектом монумента памяти жертв репрессий в СССР, получившего название «Маска смерти». В аллегорической форме художник передает идею о ханжестве советского политического режима. Он создает символ скорби жен и матерей, которые ждали невинно осужденных. Внутри монумента воссоздана копия тюремной камеры, в которую можно подняться по железной лестнице, как на тюремную вышку. 15-метровый монумент виден почти из любой точки г. Магадана - негласной столицы лагерей советских времен.

Цветок лотоса

Описывая скульптуры Эрнста Неизвестного, нельзя не вспомнить грандиозный монумент «Цветок лотоса» в Египте. Памятник символизировал советско-арабскую дружбу и был установлен возле Асуанской плотины. Это грандиозное 75-метровое сооружение Неизвестный создавал в соавторстве с двумя архитекторами, которые впоследствии пытались занизить роль скульптора в работе над проектом. Так или иначе, именно эскизы Эрнста Иосифовича позволили группе авторов выиграть конкурс на создание монумента. Он и сегодня входит в десятку самых высоких памятников мира. Вся внутренняя поверхность цветка украшена барельефами по рисункам Эрнста Неизвестного.

Сердце Христа

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого находятся в лучших коллекциях мира, удостоился чести создать произведение, хранящееся в музее Ватикана. Скульптура «Сердце Христа» - это вариации на тему канонического распятия. Художник создает сложную композицию, в центре которой находится крест, но фигура Христа окружена некоей сущностью, символизирующей боль, страх, крик человека. Произведение хотел приобрести папа римский но скульптор подарил его священнику, и теперь оно украшает музей Ватикана.

Награды и память

Скульптуры Эрнста Неизвестного находятся в разных местах мира. В Нью-Йорке в мастерской художника собрана хорошая коллекция его работ. Интересное собрание есть на родине Эрнста Иосифовича, в Екатеринбурге. Здесь хранятся несколько скульптур и много графики. В шведском городе Уттерсберге есть музей с небольшой, но хорошей коллекцией работ мастера. Но главные произведения художника стоят на улицах городов мира, некоторые размещены на знаменитых кладбищах.

За свою жизнь Эрнст Неизвестный получил немало наград и премий за рубежом. Родина также отдала художнику должное. Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Почета, Государственной премией Российской Федерации.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

«Философским пароходом» с лёгкого пера философа и переводчика Сергея Хоружего стала называться операция советских властей по выдворению за границы СССР опасной для новой идеологии неугодной буржуазной интеллигенции. Буквально за несколько месяцев 1922-1923 годов без права возвращения на родину было сослано более 200 деятелей науки и культуры.

Танцы в СССР всегда были одним из любимых развлечений. Танцевальных вечеров ждали с нетерпением: это был и повод принарядиться, и даже найти свою любовь.

Вечером 15 апреля в главном христианском храме Франции готовились к мессе Страстного понедельника. Без десяти семь сработала противопожарная сигнализация, прервавшая подготовку к вечерне. Прихожане, которых попросили временно покинуть пределы собора, и немногочисленные парижане на улицах восточной части острова Сите ещё не знали, что на их глазах начался самый разрушительный пожар в современной истории собора Парижской Богоматери.

Долго считалось, что Новый Свет заселили охотники на мамонтов, которые 12 тысяч лет назад перебрались из Азии в Северную Америку. Они шли по сухопутному или ледяному мостику в Беринговом проливе, соединявшему в то далёкое время два материка. Однако эта уже устоявшаяся схема колонизации Нового Света рушится в результате последних сенсационных находок археологов. Некоторыми исследователями даже высказывается крамольная мысль, что самыми первыми американцами вполне могли быть… европейцы.

Согласно мифологии, Ахилл (или Ахиллес), величайший греческий герой, воспетый Гомером в поэме «Илиада», имел прямое отношение к Белому острову греков, который сегодня называется Змеиным. По преданию, он был здесь погребён, и в его честь был построен храм!

История уничтожения японского авианосца «Синано» подводной лодкой «Арчер-Фиш» вошла во все американские учебники по военно-морскому делу как образец максимально эффективной тактики при ведении боевых действий. «Синано» был и остаётся самым большим боевым кораблём в истории, потопленным субмариной.

В давние времена Галапагосские (Черепашьи) острова в Тихом океане служили пристанищем для пиратов. Только в 1835 году, через 300 лет после открытия этого удивительного архипелага, на нём побывал первый учёный - Чарлз Дарвин. Прошло ещё почти 90 лет, и вот весной 1923 года к одному из островов - Индефатигеблю - подошла паровая шхуна «Нома» американской научной экспедиции. Возглавлял её зоолог Уильям Биб.

Мы уже настолько привыкли видеть белые, туманолодобные следы, оставляемые в небе самолётами, что давно не обращаем на них никакого внимания. И совершенно напрасно…

10 августа не стало одного из самых известных и уважаемых скульпторов в мире – Эрнста Неизвестного.

Эрнст Неизвестный был… Впрочем, слово "был" к нему меньше всего подходит. Эрнст Иосифович всегда являл собою удивительный пример жизнелюбия и стойкости, казалось, никакая беда его не может взять, даже со смертью он умудрялся заигрывать – и та отступала, чтобы в очередной битве Неизвестный взял вверх.

Фронтовик, он прошел войну практически до конца: призванный в 1943-м 18-летним пацаном, он дошел до Австрии, где в 1945 году был тяжело ранен. Настолько тяжело, что даже когда был издан приказ о награждении Неизвестного за проявленный героизм орденом Красной Звезды, в приказе было написано "посмертно". Но это было, к счастью, не так – Эрнст Иосифович оправлялся в госпитале, много лет еще ходил на костылях (а старые раны напоминали о себе до конца дней) – но был жив.

Его отец был врачом, мать писала научно-популярные книжки для детей, а сам Эрнст, вернувшись с войны, решает посвятить себя искусству – сперва возвращается в родной Свердловск, потом едет в Ригу учиться в Академию художеств, а затем поступает в Суриковское училище в Москве. И все это время рисует, рисует, а еще – лепит. Пластика, умение зафиксировать движение, экспрессию, выразить в скульптуре то, что не передашь в живописи, подчинить себе объем и заложить в него метафору – вот, чего хочет добиться Неизвестный.

Он вступает в Союз художников, и уже в 1962 году его имя передается из уст в уста – всему виной знаменитая выставка молодых художников в Манеже, куда пришел ознакомиться с "новым искусством" сам Никита Сергеевич Хрущев. К тому времени Неизвестный – уже известный молодой автор, его работы видели и хвалили Пикассо и Ренато Гуттузо, так что когда Хрущев набросился на него с яростной критикой, мол, "мне не нравятся лица на ваших скульптурах", Неизвестный возразил, что, между прочим, известные международные художники-коммунисты хвалили его работы. Но Хрущев в своей оголтелой простоте был неумолим: "А я – первый коммунист коммунистической партии, и мне ваши работы – не нравятся!" – отбрил он Неизвестного.

Казалось бы, после этого на карьере в Советском Союзе можно было ставить крест, но партийные бонзы, даже несмотря на критику Хрущева (тот, к чести сказать, под конец все-таки поутих и, покидая выставку, даже заявил, что у Неизвестного есть "интересные работы" – видимо, сказался авторитет Пикассо), все-таки делают скульптору важные заказы. Впрочем, и Хрущев отправлен на пенсию, а Брежнев поначалу дает вчерашней культурной оппозиции некоторое послабление.

Выставка "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж"

Например, для пионерлагеря "Артек" Неизвестный в 1966 году создает "Прометея", а для Московского института электронной техники ваяет гигантский рельеф. Вообще монументальное искусство для Неизвестного – высшая точка творчества, он хочет создавать большие, сложные, многофункциональные композиции, наполненные множеством образов, чтобы эти скульптуры можно было бы читать, как книги.

Но нарастающий застой советского государства душит Неизвестного и в прямом, и в переносном смысле – его сложному, комплексному мышлению нелегко существовать в брежневском болоте: и на волне эмиграции 70-х Неизвестный отправляется за границу. Навсегда. Сперва – в Швейарию, а оттуда – в Америку, которая становится для него второй родиной: тут он может творить, что захочет, и воплощать задуманное.

Своим главным произведением он считает "Древо жизни" – большую композицию, своеобразную скульптурную историю всего человечества – в нее должны войти все образы, которые он создавал до этого – и Прометей, и распятие, и Богоматерь, и даже "Маска скорби" – метафора всех бед, свалившихся на многострадальную Россию (ее в итоге Неизвестный поставит не где-нибудь, а в Магадане).

Уехав на Запад, Неизвестный примирился со своим прошлым. Когда умирает Хрущев, родственники политика обращаются именно к неизвестному с просьбой сделать надгробный памятник для Никиты Сергеевича, и Неизвестный соглашается. Для него это способ "завершить разговор". Он делает монумент Хрущеву – авангардный, но чрезвычайно точный, безоговорочно принятый и семьей умершего, и всеми, кто видит этот памятник. Видение Неизвестного снова победило.

Он продолжает экспериментировать, в том числе и над собой: даже пытается однажды покончить с собой. Ему, по его же собственным словам, "хотелось заглянуть за грань и увидеть, что же там, в посмертии". Но Бог снова сохранил Неизвестного – попытка оказалась неудачной, и жизнь продолжилась.

Он не терял связь с Россией, последний раз прилетал на родину в свой 80-летний юбилей, дальше долгие перелеты уже давались с трудом – возраст. Дружил со всеми ключевыми персонами русской эмиграции – с Бродским, с Барышниковым, виделся с Высоцким, когда тот приезжал в Америку на гастроли… Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя частью русской культуры – и уж этого у него никакие политик не могли отнять.

Он бодро перешагнул 90-летний рубеж, продолжал лепить и рисовать – конечно, старые раны давали о себе знать, ноги отказывались слушать, периодически приходилось ездить на коляске, но Эрнст Иосифович все равно сохранял оптимизм и азарт того мальчишки, что когда-то вернулся с фронта и с яростью и весельем окунулся в новую, невиданную доселе жизнь.

Он ушел внезапно, но остались его работы: и "Древо жизни" по-прежнему растет, переплетаются судьбы и проплывает перед нами череда образов, которые он успел зафиксировать, обратить в бронзовую метафору. Скульптура долговечна, а память бесконечна.

Памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище

Одна из самых известных работ Эрнста Неизвестного. Хрущев называл произведения Неизвестного "дегенеративным искусством", вынудил мастера эмигрировать, однако Неизвестный, создавший ему посмертный памятник, позже говорил: "Художник не может быть злее политика, я его простил". Монумент философичен: борьба добра и зла, черного и белого, греха и добродетели. Именно таким в истории и предстает Никита Сергеевич.

"Древо жизни"

Чтобы увидеть эту семиметровую композицию, москвичам нужно отправиться в район "Москва Сити", где расположен торгово-пешеходный мост "Багратион". Она была установлена в 2004 году, а замысел произведения мастер вынашивал 40 лет. И вновь здесь запечатлена идея борьбы темноты со светом. Семь лент Мёбиуса переплетаются, соединяя множество лиц (от Будды до Юрия Гагарина), рук, ног, религиозных символов. Сам мастер говорил, что понимать каждый из символов не нужно, главное, внутренне почувствовать идею и настроение композиции

"Возрождение"

Монумент на Большой Ордынке появился в 2000 году, когда Неизвестный отмечал 75-летие. В центре стелы – архангел Михаил, защищающий Русь. Архангел ведет страну к возрождению, но путь сложен. Молнии, грозы, Змий противостоят свету. Тем не менее добро побеждает: цветок жизни тянется к небу и сокрушает преграды. Венчают композицию виноградные лозы. Стела создана из иерусалимского камня.

"Тэфи"

Статуэтка Орфея, вручаемая ежегодно лучшим телевизионщикам как премия "Тэфи", тоже создана по эскизам Эрнста Неизвестного. Над образом древнегреческого героя, играющего на струнах души, скульптор начал работу сразу после скандала в Манеже с Хрущевым. Орфей – это символ борьбы человека с тяжелыми препятствиями. оригинал хранится в США, его вес составляет 8,5 килограммов.

"Сквозь стену"

Эта скульптура Эрнста Неизвестного была презентована им в 1996 году тогдашнему президенту Борису Ельцину. Эта работа символизирует прорыв через, кажется, непреодолимую преграду. Таким образом художник выразил надежду, что глава государства сможет побороть болезнь.

"Цветок лотоса"

Памятник высотой 75 метров был установлен на Асуанской плотине в Египте в честь дружбы народов в 1971 году. Этот монумент считается самой большой скульптурой в мире. По задумке автора, эта работа должна была содержать рельефы, однако из-за бюрократических проволочек от этой идеи пришлось отказаться.

Фотохроника ТАСС/Р. Орестов

"Маска скорби"

"Маска скорби" – мемориал в Магадане, посвященный памяти жертв политических репрессий. Его высота составляет 15 метров. В центре скульптура – стилизованное плачущее лицо, слезы на котором представляют собой маленькие маски. Правый глаз изображен в виде глаза с решеткой. А внутри самого монумента – копия тюремной камеры.

Фотохроника ТАСС

"Бертран Де Борн"

Это одно из самых загадочных произведений Неизвестного. Скульптура представляет собой перепутанные части тела, где рука, возникающая из груды мускулов, держит за волосы голову. Эта работа считается автопортретом художника.

Павел Сурков, Ольга Косолапова