Балкон        16.01.2024   

Особый статус Татарстана: стоит ли осложнять проблему? Сигнал от Путина: что оставят Татарстану по истечении договора с Россией Когда татарстан останется без президента

«24 июля 2017 года истек срок действия договора о разграничении полномочий Российской Федерации и Республики Татарстан. Россия формально превратилась в единое государство без договорных элементов в федеративном устройстве», - написал на своей странице в «Фейсбуке» политолог и публицист Егор Холмогоров . По его мнению, «это, конечно, только первый шаг к действительно единой России».

Обращение депутатов Госсовета Татарстана, о котором 12 июля написала «Свободная пресса», федеральный центр оставил без всякого ответа. Напомним: народные избранники республики настоятельно рекомендовали Москве продлить прежние отношения на новый срок. И, в частности, оставить за главой региона наименование должности «президент».

Однако эта инициатива повисла в воздухе. Федеральный центр промолчал, на обращение не ответил и дал возможность прежнему договору о разграничении полномочий тихо скончаться.

Мало того, 20 июля на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле президент России недвусмысленно дал понять, что обязательное изучение татарского языка в одном из субъектов федерации России является нарушением Конституции. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», - заявил Путин .

Правда, никаких реальных шагов за этим заявлением президента пока тоже не последовало. Мало того, в самом Татарстане пока пытаются сделать вид, что никакого нарушения закона у них и нет. В частности, 25 июля министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что обязательное изучение татарского для жителей республики не является нарушением общероссийских законов.

Сейчас важно, какую позицию займёт федеральный центр, будет ли он и дальше последовательно проводить политику по выравниванию статуса всех регионов России, чтобы некоторые из них не были «равнее» других.

Я считаю, что и существование особого договора с Татарстаном и «лингвистический конфликт» в республике - это те проблемы, которые можно было решить значительно раньше, - говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. - Уже в 2007 году были все основания не продлевать особого договора с Татарстаном. Федеральный центр был уже достаточно силён. И курс на установление конституционно-правового единства страны был не только продекларирован, но и в значительной степени реализовывался.

Дело в том, что наша страна - конституционная федерация, а не договорная. То есть изначально Россия не была страной, учрежденой различными территориями, которые договорились о том, что вот теперь мы будем существовать вместе, каждый на своих особых условиях. Логика у нас обратная - изначально единая унитарная страна образовала различные субъекты федерации.

Развивать российский федерализм необходимо именно как конституционный федерализм. И на этом пути особый договор с Татарстаном был не нужным и даже опасным исключением. В начале 90-х годов имел место, по сути, конституционный распад России, когда десятки субъектов федерации добились для себя особых условий от федерального центра. Всё это, безусловно, должно уйти в прошлое.

Что касается вопроса о принудительном изучении татарского языка для тех, кто не является его носителем, то я считаю, что имеет место ущемление прав русского и русскоязычного населения республики, которое составляет 40% процентов от общего числа жителей Татарии. Поскольку изучение татарского языка шло в ущерб изучению русскому. На русский выделялось меньше часов в ходе учебного процесса. Это является прямой формой этнической дискриминации русских, проживающих в республике.

Такая дискриминация, которая систематически осуществляется в отношении любой этнической группы на основании региональных законов, неприемлема. При этом де-факто у Татарстана существует большая свобода манёвра. Это достаточно успешный в социально-экономическом и управленческом отношении субъект федерации. Есть все основания думать, что он останется таковым.

Но те моменты, в которых нарушаются законы Российской Федерации, должны быть устранены. Кроме перечисленных, это и вопрос наименования должности главы республики. Здесь даже не вопрос каких-то компромиссов. Эти нормы должны быть приведены к единству без всяких условий.

«СП»: - Не является ли та успешность Татарстана, о которой вы упомянули, как раз обусловленной тем, что республика, согласно договору, имела особые условия в налоговой сфере?

Здесь как раз существует свобода манёвра, почва для компромисса. Распределение налоговой базы, инвестиции - всё это вопросы, которые можно обсуждать.

Да, Татарстан не раз участвовал в федеральных программах, под которые получал значительные инвестиции. Думаю, что успешная экономическая модель Татарстана никуда не денется. Мало того, в каком-то смысле можно спроецировать данную модель на другие регионы России. Социально-экономическое укрепление регионов отвечает интересам страны в целом. Расширение прав регионов в смысле бюджетного федерализма нам бы не помешало, поскольку это нисколько не противоречит единству страны.

«СП»: - Если принять сегодняшний день как некую точку отсчёта, куда нам стоит двигаться дальше - может быть к ещё большей унификации разных субъектов федерации? Или наоборот, к тому, чтобы в общероссийском законодательстве закреплялись особенности ментальности и традиций разных народов России?

Я думаю, что мы в первую очередь должны двигаться к равенству регионов. Конечно, полной идентичности возможностей не достигнем никогда. И даже не стоит к этому стремиться. Регионы у нас слишком разные по своим людским, природным и прочим ресурсам.

Я даже считаю, что избыточная централизация в современной России, вернее - то, что порой называют избыточной централизацией, это способ компенсировать неравновесность регионов.

Неравновесность в целом можно преодолеть, перекроив административные границы в России не по этническому, а по социально-экономическому принципу. Таким образом будет создано меньшее количество экономически более сопоставимых друг с другом субъектов. Однако пока речь о такой реформе не идёт.

А что касается правового единства, нам уже сейчас необходимо двигаться к равенству субъектов федерации. Где-то увеличив полномочия краёв и областей, а где-то (как в случае с Татарстаном) ограничив «самодеятельность» национальных республик.

Я считаю, что некоторая принципиальность, которую проявил в последнее время Кремль в этом вопросе, оправдана, - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегического исследования Олег Неменский . - Особое положение Татарстана было незаметной, но при этом очень серьёзной угрозой единству России. Логика такова, что лучше уж со всеми субъектами федерации заключать особый договор, чем давать такую привилегию одной республике. Причём совершенно непонятно на каких основаниях. Принципиально тут чтобы все видели, что выстроена система равных для всех отношений.

Опасность распада России никуда не делась, хоть и уменьшилась. Поэтому необходимо формировать такие отношения между центром и регионами, которые препятствовали бы развитию центробежных тенденций при очередном политическом или экономическом кризисе.

Что касается самого Татарстана, то в нем есть свои проблемы и в межнациональных отношениях. Хотя считается, что опыт республики в этой сфере успешен, жалоб от представителей «нетитульных» народов там немало. Поэтому я считаю, что федеральный центр должен увеличить число рычагов, с помощью которых можно было бы влиять на ситуацию с межнациональными отношениями во всех республиках и областях России.

«СП»: - Стоит ли идти по пути дальнейшей унификации законов субъектов федерации или надо учитывать этнические, религиозные и прочие особенности регионов? Например, в республиках Северного Кавказа разрешить многожёнство?

Я думаю, что законодательство в регионах должно быть максимально унифицировано. Особенно важно решать вопрос с национальными республиками, где русские являются большинством, но при этом представители титульных наций больше представлены во власти, в бизнесе и т. д.

Подпишитесь на нас

Впервые договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» был подписан в 1994 г. Подписи под соглашением поставили первый президент РФ Борис Ельцин и первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.

Чуть ранее, в мае 1992 г., после всенародного референдума татарские власти провозгласили статус республики как суверенного государства, а в ноябре того же года была принята Конституция Республики Татарстан. Многие положения этого документа шли вразрез со статьями Конституции РФ, принятой годом позже - 12 декаря 1993 г. Чтобы утрясти возникшие правовые колизии, и потребовался Договор о разграничении полномочий.

В 2004 г. председатель Государственного совета Татарстана Фарид Мухаметшин, говоря о важности документа, отмечал, что договор «снял напряжение в отношениях между Российской Федерацией и Республикой [Татарстан] , став примером цивилизованного решения проблем государственного строительства».

Конечно, мнения экспертов по поводу документа расходятся.

Ирек Муртазин, политолог, журналист, политический активист (из интервью радио «Соль») :

Все это разграничение полномочий, вся эта политическая трескотня была нужна всего лишь для того, чтобы устроить дымовую завесу для процесса, который можно назвать «первоначальное накопление капитала». Первый договор, в принципе, о: «Ребята, делайте что хотите, только оставайтесь в составе России, не подымайте бузу, нам второй Чечни, второй войны не надо».

Под «делайте что хотите», очевидно, понимаются права, которые получила республика в соответствии с договором:

  • - самостоятельно осуществлять правовое регулирование административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • - решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами;
  • - устанавливать систему государственных органов Республики Татарстан, порядок их организации и деятельности;
  • - устанавливать и поддерживать отношения как с другими субъектами РФ, так и с иностранными государствами;
  • - осуществлять помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан (такого права не было ни у одного другого субъекта РФ).

Эти положения практически без изменений действовали 13 лет. В 2007 г. Ментимер Шаймев подписал новый договор - уже с Владимиром Путиным. 24 июля 2007 г. соглашение, заключенное на 10 лет, вступило в силу.

Если первые два соглашения мало отличались друг от друга, то новый документ значительно сузил права республики. Однако Татарстану оставили право на совместное с Москвой решение вопросов, «связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями». Кроме того, в документе закреплялось право на вкладыши в паспорта на татарском языке и требование к кандидатам на пост главы республики владеть двумя языками - русским и татарским.

Каким бы номинальным ни был документ, стоит отметить, что Татарстан - единственный из субъектов, входящих в состав Российской Федерации, имеющий такой договор. И по сравнению с другими субъектами республика обладает несколько большими правами. В том числе - в возможностях распоряжаться ресурсами и привлекать инвесторов.

Рафаэль Хакимов, политик, один из участников разработки договора:

Для республики это имидж, конечно, это политический капитал, что мы можем договариваться с Москвой. Никаких преференций (экономических, - прим. ред.) там нет. Но в политике бывает, что имидж иногда важнее, чем финансы, и большие проекты всегда требуют вмешательства политики. И мы пока самые первые с точки зрения инвестиционной привлекательности, а здесь политическая позиция Татарстана тоже играет роль

По данным статистики, Татарстан сегодня - один из наиболее динамично развивающихся регионов России - как в экономическом, так и в социальном плане. В 2016 г. республика заняла первое место в рейтинге социально-политической стабильности регионов России, составленном фондом «Петербургская политика». Более 50% промышленных товаров, произведенных в республике, идут на экспорт. Татарстан практически полностью обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства.

Как считает Марат Галеев, зампредседателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, сегодняшнее состояние республики - результат того, что Татарстан начал лет 20–25 тому назад.

Мы занялись структурной перестройкой, когда другие регионы на это мало или вообще не обращали внимания. Уже тогда республика старалась выводить получение сырой нефти на второстепенный уровень. Эти усилия принесли хорошие результаты - мы запустили крупные мощности по глубокой переработке нефти, реализуем в этой сфере ряд инновационных проектов.

По мнению экспертов, именно договор о разграничении полномочий позволил Татарстану наладить деловые связи с мусульманскими странами - Катаром, Туркменистаном, Турцией, ОАЭ, что в свою очередь положительно сказалось на инвестиционном климате республики.

Кроме того, отметил Рафаэль Хакимов в разговоре с корреспондентами «РИА Новости», договор - это некий элемент стабильности в республике.

Рафаэль Хакимов:

Жители Татарстана говорят и о более прозаических вещах.

Наталья Штеле, журналист, блогер:

Договор давал республиканскому правительству определенные полномочия, позволял оперативнее решать некоторые вопросы, в частности, реализовывались региональные социальные программы. Экономика была более-менее обособленной, это позитивно сказывалось на благосостоянии городов и горожан.

11 июля 2017 г., за пару недель до истечения срока действия договора, депутаты Госсовета Татарстана написали обращение к президенту России с предложением создать специальную комиссию для разграничения полномочий между Республикой и федеральным центром.

Фарид Мухаметшин, председатель парламента Татарстана:

Мы просим, чтобы была создана специальная комиссия, потому что договор - это двусторонний документ. У нас должна быть возможноть еще раз поразмышлять и поработать над будущим нашей республики, чтобы договор подразумевал сглаживание некоторых моментов Конституции РФ, которая не была принята на территории Татарстана в свое время.

Эксперты отмечают, что прекращение действия договора повлечет за собой изменения в законе. «Мы попадаем в такой правовой вакуум, что нам необходимо будет вносить изменения в целый ряд законодательных актов как республики Татарстан, так и РФ, которые были приняты по исполнению этого договора», - отметил депутат Госсовета Николай Рыбушкин.

Однако о продлении договора до сих пор речь так и не идет.

Стоит напомнить, что в 90-е гг. прошлого века в границах Свердловской области с подачи ее тогдашнего главы Эдуарда Росселя была организована Уральская республика: такой статус субъекта давал исключительные права и приоритет в формировании своего бюджета, в отличие от областей. «Нам не нужен был суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность», - объяснял позднее экс-губернатор.

Республика просуществовала всего несколько месяцев: о создании нового субъекта объявили 1 июля 1993 г., а 9 ноября того же года республика прекратила свое существование - после того как президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ о роспуске Свердловского облсовета, а затем - об отстранении от должности главы администрации Эдуарда Росселя. И хотя правозащитники говорили о спорности этих указов, Россель подчинился президенту. Добиться экономических свобод Среднему Уралу не удалось. В отличие от Татарстана.

«Сегодня Татарстан - реальная точка роста во всех сферах экономики. И не здесь ли кроется причина того, что отдельные российские политики так торопятся отказаться от договора о разграничении как прецедента успешного федерализма?» - задается вопросом татарский предприниматель Исмагил Шангареев, владелец группы компаний «ДАН», ведущий свой бизнес в ОАЭ.

Нурали Латыпов, известный политик и журналист, на страницах издания «Бизнес-онлайн» отмечает, что договор Татарстана и РФ был своеобразным НЭПом, новой экономической политикой. «Экономике пилотного региона были даны расширенные полномочия, и этот регион их успешно реализовал. Почему мы не учимся на этом опыте? Надо подключать и другие регионы… Перефразируя известную поговорку: нам важно задуматься, как бы не выплеснуть с грязной водой и ребенка. Мы как-то очень хорошо приспособились «выплескивать ребенка и оставлять грязную воду». В очередной раз мы к этому идем», - уверен Нурали Латыпов.

Ходят упорные слухи, что главе Татарстана Рустаму Минниханову недолго осталось занимать высокое кресло в республике. Предполагают, что путь к его отставке может пролегать через пост федерального вице-премьера.

Если верить слухам, возможно, Рустаму Минниханову сидеть в кресле президента республики Татарстан осталось считанное количество месяцев. Об этом со ссылкой на источники сообщает корреспондент The Moscow Post.

Инсайдеры предполагают, что напрямую Москва Рустама Нургалиевича в отставку «сливать» не будет, а пойдет по «яковлевскому сценарию». В этом случае, по их мнению, Минниханов уже в мае следующего года может на пару лет «переехать» на должность вице-премьера правительства РФ, а затем может быть оправлен в почетную отставку. В лучшем случае - на какие-нибудь «декоративные» должности.

Отметим, что глава Татарстана - единственный из своих коллег-руководителей российских субъектов до сих пор сохранил должность президента. В начале августа в Казани состоялся съезд Всемирного конгресса татар (ВКС). В резолюции съезда был сделан акцент на положительной роли действовавшего до недавнего времени договора о разграничении полномочий между федеральным руководством страны и властями Республики Татарстан.

Договор был заключен десять лет назад. По сути, все это время Татарстан оставался неким государством в государстве. Но 11 августа срок действия документа истек. И продлевать его действие Москва не спешит. Несмотря даже на то, что еще раньше Госсовет Татарстана обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой продлить действие договора.

Однако, по доносящимся из Кремля слухам, нежелание продлевать договорные отношения с РТ могут выть вызваны неким недопониманием между Москвой и Казанью. Тем более, что эти слухи косвенно подтверждает комментарий первого замглавы Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Он в конце прошлой недели напомнил, что «сейчас не по договорному типу строится государственность». И на вопрос о возможном конфликте на почве непродления договора добавил, что «не нужно возвращаться, дергать эту тему».

Сергей Кириенко «все сказал»?

Некоторые слухачи считают, что «развязка» этой ситуации может наступить в виде кадровой «чистки» в рядах руководства Татарстана. И первым в этой очереди может оказаться Рустам Нургалиевич Минниханов.

Дело в том, что во властных кулуарах стали поговаривать: президент Татарстана не просто наделал много ошибок, он якобы слегка «оторвался от реальности», что могло привести не только к разрыву контакта с республиканскими элитами, но и к потере доверия населения РТ.

И не в последнюю очередь, такому результату господин Минниханов обязан тому, как руководство республики показало себя во время разразившегося локального банковского кризиса.

Некоторые эксперты не под запись высказывают мнение, что Минниханов и его команда фактически «киданули» клиентов и вкладчиков рухнувшего «Татфондбанка».

«Проехать» не удастся?

Несколько дней назад Агентство по страхованию вкладов озвучило, что «Татфондбанк» задолжал кредиторам без малого 135 млрд рублей! При этом исковых требований к банку уже предъявлено на 538 млрд рублей.

Третье марта этого года, наверное, можно считать официальной датой начала в Татарстане банковского кризиса, когда ЦБ отозвал сразу у двух основных банков республики лицензии - «Татфондбанка» и «Интехбанка». Примечательно, что Минземимущества Татарстана было крупнейшим акционером первого банка и владело пакетом свыше 10% акций - во втором.

Тем не менее, когда профильные регулирующие органы завели речь о санации ТФБ, а также о финансовом участии в этом нелегком деле акционера с виде правительства Татарстана, власти республики сослались на бюджетное правило, которое запрещает наращивать госдолг.

Неотвеченный вопрос, который, судя по всему, до сих пор продолжает подогревать недовольство жителей республики: как же это крупнейший акционер в виде местных властей мог «проморгать» то, что творится в «Татфондбанке»? Из банка миллиардами расхищались средства! По последним данным, приведенным Следственным комитетом, сумма хищений по делу экс-главы ТФБ Роберта Мусина превышает 35,5 млрд рублей.

А ведь еще до недавнего времени бывший премьер-министр Татарстана, второе после Рустама Минниханова лицо в республике - Ильдар Халиков - возглавлял совет директоров Татфондбанка.

Могли ли Халиков и Минниханов действительно быть настолько не в курсе, что происходит в ТФБ? Или же, как поговаривают злые языки, принимали активнейшее участие в «распиле» денег?

И какую же ответственность понес уважаемый Халиков как фактический представитель крупнейшего акционера и один из управленцев банка? Да, особо, выходит, что никакую. Да, он лишился должность премьера, однако его уже усадили в новое кресло - гендиректора УК «Татэнерго», единственный собственник которой - «Связьинвестнефтехим», на 100% принадлежащий… республике Татарстан.

То есть господина Халикова, если говорить словами его завистников, от «кормушки», получается, и не отгоняли. Злые языки сплетничают, что более демонстративно свое отношение к пострадавшим вкладчикам «Татфондбанка» руководство республики выразить не могло.

Кто на новенького?

После того, как сразу два татарстанских банка, в открытых источниках появились слухи, что следующим может быть банк «Ак Барс», «наученные горьким опытом» жители республики ответили на это очередями к банкоматам и в отделениях банка. ответственные лица предпочли называть слухи информационной атакой. А Минниханов вообще заявил, что «атака» велась из-за границы.

Вряд ли от внимания опасающихся за сохранность своих средств клиентов «Ак Барса» ускользнул тот факт, что экс-глава «Татфондбанка» Роберт Мусин, ныне - фигурант громкого уголовного дела, продолжительное время руководил также и «Ак Барсом».

В марте на просьбу лично поручиться за то, что «Ак Барс» не постигнет судьба «Татфондбанка» и «Интехбанка», Рустам Минниханов всего лишь «заверил, что каких-либо опасений по «Ак Барс» банку быть не может». Но волшебной фразы «я ручаюсь» все же не произнес…

А ведь что потом в «случае чего» помешает Рустаму Нургалиевичу также, как и о «Татфондбанке» в свое время, сказать, мол, руководство республики «жило иллюзиями, что проблема рассосется»? Рассосется проблема, которая успела «засосать» 135 млрд рублей? И это, похоже, все, что может сказать по данному вопросу ответственное лицо…

И вот теперь начинает казаться, что «иллюзиями» как раз жили бывшие клиенты рухнувших банков, которые доверяли свои деньги ТФБ и «Интехбанку» именно потому, что одним из акционеров являлось правительство республики…

А ведь серьезно были задеты интересы не только «рядовых» жителей республики, но и бизнеса. Например, ввод в строй завода синтетических моющих средств откладывается из-за отказал ТФБ, как одного из инвесторов, предоставить 500 млн рублей. В итоге, как пишет РБК, предприятие, вынужденное платить проценты по ранее взятым кредитам, каждый месяц теряет по 43 млн рублей.

Но, как поговаривают, недовольство господин Минниханов вызывает не только в «банковском» вопросе. Слухачи шепчутся, что Рустам Нургалиевич якобы уже не считает нужным как-то стесняться якобы присущей ему любви к роскоши, а также успел чуть ли не демонстративно считаться с мнением жителей республики по самым «больным» вопросам, в частности, долевому строительству и экологии.

На фоне всего происходящего в республике начинает казаться, что недовольство, идущее «снизу», уже обгоняет недовольство федерального центра. И в случае, если Москва пример решение без резких движений «слить» господин Минниханова, возможно, в республике Татарстан будет настоящий праздник.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Metzel/TASS Image caption Студенты ждали Путина четыре часа ради трехминутной речи

Лишившемуся в прошлом году особого договора с Москвой Татарстану президент Владимир Путин уделил особое внимание в своей предвыборной кампании. Русская служба Би-би-си спросила у студентов и активистов, как они будут голосовать на выборах после того, как Москва пошатнула суверенитет республики.

За год до выборов Москва преподнесла жителям традиционно лояльного Татарстана сразу несколько поводов для дискуссий об отношении центра к республике. В июле Кремль не продлил Татарстану договор о разграничении полномочий, закреплявший особый статус региона и дававший право его главе называться президентом. А осенью разгорелся новый скандал: после долгих споров было отменено обязательное изучение татарского языка в школах.

"Когда Путин приедет?"

Татарстан - лишь один из десятка регионов, которые Путин посещает перед выборами, но нигде еще его программа не была такой насыщенной. За сутки (с 24 по 25 января) он поговорил с мусульманскими религиозными деятелями, посетил Казанский авиационный завод, встретился с президентом республики, съездил в Институт фундаментальной медицины Казанского федерального университета, навестил в больнице бывшего президента республики Минтимера Шаймиева и встретился с экипажем команды "КАМАЗ-мастер", победившей в ралли "Дакар-2018".

Казань попыталась встретить Путина вытоптанным на снегу у Кремля словом "Воры", но надпись убрали до приезда президента. Полиция заявила, что проверит действия авторов акции.

Активисты штаба Навального утверждали, что студентов Казанского университета заставляют идти на встречу с Путиным под угрозой снижения оценок - однако официально власти это опровергли. "Говорят, студентов начальных курсов отправляли туда, но обещали ли что-то взамен, не знаю", - сказал Би-би-си студент КНИТУ по имени Александр (сам он на встрече с Путиным не присутствовал).

"Я впервые об этом слышу. Разговора об отметках не было, потому что сессия уже закончилась, сегодня был последний день", - рассказала студентка, которая пришла на Форум студенческих клубов "Вместе вперед!". Именно там ожидалось финальное выступление президента.

У тех, кто увидел президента на сцене, никаких вопросов к Москве не было. Студент Аграрного университета по имени Динар заверил, что все "в целом поддерживают Путина". "Потому что это ведущая партия "Единая Россия"… Ой, он же в этом году не от партии выдвигается. Но мне кажется, что его все поддерживают", - поделился с Би-би-си Динар.

Правообладатель иллюстрации Kremlin.ru Image caption Особое внимание в этот год президент уделяет встречам с молодежью

Собравшиеся на встречу с Путиным студенты не беспокоились по поводу проблемы договора и обязательного татарского. Для них, как и для многих других жителей Казани, этот вопрос не главный.

Согласно опросу, проведенному татарскими исследователями из Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), 55% жителей Казани вовсе не знали о существовании особого договора, правда, примерно столько же заявили, что договор должен быть продлен. По тому же опросу и в татарских, и в русских семьях нет однозначного ответа на вопрос, должен ли быть национальный язык в школе обязательным.

"Сейчас уже многим понятно, что не сам президент был инициатором силового сценария в отношении государственных языков национальных республик. Это ошибка окружения", - накануне визита Путина татарский сайт Бизнес Online, назвав вопросы договора и татарского языка одной из главных интриг визита Путина.

"История с языком и с договором - я не придаю этому никакого значения, а ситуация с татарским языком меня вообще не затронула. Я буду голосовать за Путина. Даже волноваться, мне кажется, не стоит - его выберут!" - рассказала Би-би-си студентка Казанского федерального университета Алла. Как и другие участники встречи, она ожидала, что Путин выступит на форуме студентов с лекцией.

"А когда Путин приедет?" - спросил у корреспондента Би-би-си один из студентов, который ненадолго вышел в фойе, когда президент еще не зашел на арену. Вернувшись через несколько минут в зал, собеседник Би-би-си обнаружил, что Путин уже ушел.

"Кризис доверия к Путину и Минниханову"

"После отказа Москвы от продления договора с Татарстаном и отмены обязательного изучения татарского языка для школьников республики в 2017 году возник кризис доверия в татароязычной среде и к Путину, и к [главе Татарстана Рустаму] Минниханову, - уверяет Би-би-си татарский общественный деятель и политолог Руслан Айсин. - Вся татарская творческая элита обижена - писатели, артисты, журналисты, певцы - все они говорят, как нас унизили".

Татарстан - электорально важный регион для Путина и действующей власти. Из-за большого числа жителей, высокой явки и традиционно лояльного голосования именно Татарстан дает больше всего голосов федеральной власти на выборах. Так, на выборах президента в 2012 году за Путина проголосовали более 2 млн человек, это почти 4,5% от всех россиян, поддержавших его.

"У меня в голове не укладывается, что государственный язык преподается в добровольном порядке, а английский, хотя я не отрицаю его нужность, обязательный", - возмущается в разговоре с Би-би-си бывший председатель националистического движения Союз татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин. Сейчас он отбывает условный срок по обвинению в даче ложных показаний - уголовное дело он называет давлением за отстаивание прав татар.

"Мы не отрицаем, что Татарстан часть России. Мы говорим, что если мы являемся локомотивом, то должны иметь определенные преференции от этого. И это, в том числе, должно отражаться в наличии договора, наличии государственного татарского языка, который должен преподаваться в равном с русским объеме", - перечисляет претензии Набиуллин.

Активист движения "Азатлык" Батырхан Агзамов думает, что на общий результат президентских выборов в республике конфликт с федеральным центром не повлияет, а вот на явке может отразиться негативно.

Отмена обязательного изучения татарского и непродление договора может оказать влияние на результат выборов: традиционно самый высокий результат Владимиру Путину давали именно районы с татароязычными жителями, не соглашается с ним политолог Айсин.

Убирать обязательный татарский перед выборами - ошибка, уверен зампред общественной организации Всемирный форум татарской молодежи Айрат Файзрахманов. Но вряд ли это скажется на результате Путина в регионе: "Дадут те цифры, которые установят сверху. Будет высокая цифра, выше среднероссийской. Если не в самой Казани, то в районах явка контролируется администрациями. Они даже могут конкурировать между собой, чтобы показать высокую лояльность".

В последние шесть лет на избирательных участках стало много людей, которые приходят на выборы и, получая бюллетень, просят сказать их номер в списке избирателей, рассказывает бывший преподаватель Казанского федерального университета, член одной из казанских избирательных комиссий Искендер Ясавеев. "Это механизм контроля со стороны работодателя, механизм давления. Часто молодежь делает селфи с опусканием бюллетеня в урну. Это то же самое: говорят, нужно для отчета", - говорит Ясавеев.

Он утверждает, что за последние несколько лет практика мягких рекомендаций по голосованию на выборов добралась даже до преподавателей Казанского университета, ранее гордившегося своей автономией. "Ни в 2004, ни в 2008 годах такого не было. И вдруг в 2012 году это случилось. Нам мягко сказали: вы же понимаете, что нужно пойти на выборы, но, конечно, мы не говорим, за кого голосовать", - вспоминает Ясавеев.

В награду за четырехчасовое ожидание Путина в Казанском федеральном университете под музыку групп "БандЭрос" и "Звери" студенты получили от президента трехминутное поздравление с Днем студента.

Ни про договор, ни про татарский язык за весь свой визит Путин ничего не сказал.

Сегодня официально истек срок действия 10-летнего договора о разграничении полномочий между властями России и Татарстана, вступившего в силу 11 августа 2007 года. Месячной давности обещание пресс-секретаря Владимира Путина, что позиция Московского Кремля по поводу возможности его пролонгации «будет сформулирована и озвучена соответствующим образом», оказалось неисполненным. Хотя похоже, что эта позиция, не будучи озвученной для общественности, до казанского Кремля была доведена внятно и просто: «Не болтай».

Еще в конце прошлого года Фарид Мухаметшин и Рустам Минниханов как главы законодательной и исполнительной властей Татарстана вполне отчетливо говорили о желательности пролонгации договора. Но чем ближе становилась роковая дата его конца, тем сильнее было впечатление, что эта тема намеренно устраняется из публичной повестки.

Внезапный всплеск всколыхнул это политическое болото лишь за месяц до дня истечения договора: 11 июля Госсовет РТ (как было озвучено, по предложению 26 своих депутатов) принял . Однако хотя формально обращение и было посвящено теме договора, о нем в этом тексте было сказано уклончиво: договор, мол, «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» и вдобавок горячо поддерживается населением республики... Главным же, зачем парламент Татарстана обратился к президенту России, неожиданно оказалось не предложение продлить столь необходимый договор, а просьба «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».

После того как татарстанские законодатели столь отчетливо выразили готовность ради возможности для Рустама Минниханова зваться президентом пожертвовать особым статусом Татарстана, стали довольно очевидными два обстоятельства. Договор - всё, это во-первых...

Во-вторых же, при той легкости, с какой республиканские власти сдали принципиальный вопрос статуса, на их мнение по поводу декоративного титула федеральный центр может уже не обращать особого внимания. Таким образом определение «президент Татарстана» приблизилось к тому, чтобы в свой черед стать экспонатом музея татарстанской государственности.

К тому же исчезновение договора немедленно поставило на политическую повестку изменение самой Конституции РТ. И в первую очередь, ее главной - первой статьи. Ведь истекший договор не просто упоминается в ней, но и обосновывает особость положения Татарстана в РФ: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан...»

Готовятся ли в Татарстане к изменению основного закона? Или все еще надеются, что Владимир Путин, прочитав обращение Госсовета о былых заслугах договора, растрогается и согласится пролонгировать его на новый срок?

Автор этого письма к Путину - депутат Госсовета Николай Рыбушкин - на вопрос «Вечерней Казани», известно ли ему о какой-либо реакции на инициированное им обращение, безмятежно ответил: «Ничего не могу сказать - я на даче, пока не знаю». На вопрос к нему как к юристу - предстоит ли теперь переписывание Конституции? - он также ответил: «Не знаю».

В пресс-службе Госсовета РТ на просьбу «ВК», чтобы предстоящее изменение Конституции РТ прокомментировал Фарид Мухаметшин, сказали, что тот «находится далеко». Сегодняшний переломный день татарстанской государственности спикер Госсовета провел в Азнакаевском районе на фестивале народного творчества тюркских народов...

Правда, в самой татарстанской Конституции заложена глубоко эшелонированная оборона на случай ее изменения по требованию «извне». Ее статья 123 гласит, что не только а) положения 1-й статьи «могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан», но и б) для изменения самой этой 123-й статьи тоже необходим всенародный референдум.

А уж что можно сделать из обыкновенного референдума при наличии умелых рук и политической смекалки, жители Татарстана после марта 1992-го знают как никто... Но в настоящее время рецепт таких острых блюд, говорят, утрачен, и политики-практики вместе с юристами-теоретиками бьются преимущественно над вопросом: а нельзя ли как-то обойти это требование референдума?

Мы над этим думаем давно, обсуждаем эту тему и пока слабо представляем себе решение, - признался «ВК» один из авторов Конституции РТ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН Борис Железнов. - Вся нынешняя проблема описывается поговоркой «против лома нет приема». Руководство России решило, что не будет подписывать новый договор, и с этим ничего не поделать: любая из сторон вправе решить, подписывать или не подписывать...

Конечно, Конституцию придется изменять, теоретически возможен и референдум, отметил профессор Железнов. И, переспросив, не сделали ли за последние часы руководители Татарстана каких-либо заявлений на эту тему, заметил: «Я бы тоже в такой ситуации прятался»:

Недавно я видел Шаймиева - он тоже ничего не говорил об этом. Никто не готов к решению этого вопроса. Думали, что все-таки договор будет пролонгирован...

Впрочем, одна идея выхода из создавшейся травмирующей ситуации с наименьшими имиджевыми потерями у юристов все же есть. А именно: внесение изменений в Конституцию - отложить. Мало ли недействующих норм бывает в наших законах! Например, отмечает Борис Железнов, в той же Конституции РТ «норма о Конституционном суде Татарстана появилась в 1992-м, однако вместо него до 1998 года работал только Комитет конституционного надзора, и все молчали!».

В общем, это можно тянуть долго, по пословице «Улита едет, когда-то будет», - предполагает характер будущих событий вокруг татарстанской Конституции профессор Железнов. - А может, тем временем они еще и договорятся! Конституция России в 11-й статье предполагает ведь договорные отношения между федеральной властью и регионами...

Самые масштабные изменения основной закон Татарстана переживал 13 лет назад, когда Генпрокуратура РФ требовала приведения в соответствие федеральному законодательству более 50 статей Конституции РТ, начиная с исключения из нее заветного слова «суверенитет». Тогда улита татарстанской власти ехала в указанном Генпрокуратурой направлении так долго, что дело уже почти дошло до роспуска Госсовета РТ за «уклонение от исполнения судебных решений»... Тут уж нервы у республиканской элиты не выдержали, и Конституция была фактически переписана заново.

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, в то время председатель парламентской комиссии по законодательству, тогда представлял Госсовет РТ в судах, успешно затягивая процесс приведения татарстанской Конституции в соответствие федеральному законодательству. И он согласен с профессором Железновым в том, что «тактика улиты» и сейчас может быть взята на вооружение.

Да, сегодня нет договора, а может, лет через 20 будет! - объяснил он «ВК». - Ведь оставили же в свое время в нашей Конституции выборность президента - а потом вернулись к ней. Так же и с договором может быть.

В самом деле, статья о выборности президента Татарстана остается наиболее ярким примером «спящей» юридической нормы. После отмены в 2004 году Владимиром Путиным всенародных выборов глав субъектов РФ в Татарстане не стали исключать из Конституции статью о выборах президента, а лишь специальным законом приостановили ее действие. А в 2012-м Дмитрий Медведев «амнистировал» выборность региональных глав - и норма Конституции РТ «проснулась»...