Своими руками        30.10.2023   

Назначение байпаса в системе отопления. Что такое байпас и зачем его устанавливать в систему отопления. При подключении насосного оборудования

Тепло в квартире или доме — это то, что очень цениться в нашей полосе. Инженерами разработаны различные сложные и не очень системы, призванные поддерживать комфортную температуру в помещениях. Важно не только нагреть трубы и радиаторы до максимальной температуры, но и грамотно распределить это тепло, получить именно ту температуру, которая необходима в данном конкретном помещении или точке. Одним из самых дешевых и при этом эффективных способов регулирования температуры в помещении является байпас. Чаще всего его устанавливают между прямой и обратной трубой, для регулировки потоков теплоносителя Об особенностях размещения, видах и выгодах использования такого несложного устройства вы узнаете в нашей статье.

Предназначение и установка байпаса

Для начала стоит понять, что такое байпас и для каких целей он служит. С английского «bypass» переводится как «обходной», «обход» По простому говоря это труба, которая проходит параллельно основному прибору или ветке и служит для временного перетока по ней рабочей жидкости в обход основного устройства. Этот запасной путь может быть как с краном, так и без него, как с обратным клапаном, так и без дополнительных устройств вообще .

Устройство байпаса

Главным преимуществом байпаса – является возможность отсечь радиатор, который необходимо отремонтировать без выключения всей системы отопления. Так же благодаря этому нехитрому приспособлению можно легко слить и обслужить систему или ее отдельные элементы.

Сам байпас в большинстве совеем не имеет спускников для воды, но возможно по перетоку жидкости через него и наличие подключаемых приборов значительно упрощает задачу по опорожнению трубы.

Разновидности

Все системы отопления индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Сфера применения байпасов диктует свои разновидности.

В настоящий момент различают байпасные системы с обратным клапаном (автоматические) и без клапана (ручные).

В схему с автоматическим клапаном может и даже должен быть включен циркуляционный насос различной производительности. Такие системы используются время от времени для регулировки в независимом режиме по мере необходимости. В момент включения насоса происходит открытие клапана, и теплоноситель спокойно проходит в другую часть трубопровода. При перекрытии тока на насос – клапан закрывается, и поток перестает идти. При всем этом схема работает и при отключении электроэнергии за счет естественной циркуляции.

Такая система довольно требовательна к качеству жидкости или теплоносителя и может запросто забиться или перестать плотно закрываться, выполняя свою функцию плохо. Это приведет к неконтролируемому изменению температуры в помещении и невозможности комфортного регулирования отопления.

Байпас с обратным клапаном (автоматический)

Достаточно распространенной разновидностью таких систем являются смесительные узлы для теплых полов различных производителей. Такие устройства позволяют поддерживать заданные параметры в контуре без серьезных временных и экономических затрат.

Байпас без клапана позволяет теплоносителю обойти радиатор или другой прибор не перекрывая и не сливая всю систему. К примеру, если вам необходимо поменять радиатор в многоквартирном доме, то вы легко это сделаете, а ваши соседи даже этого не заметят, так как на них это не скажется.

Важной особенностью устройства байпаса является заужение сечения. Чаще всего обходной путь делают меньше на одну ступень. К примеру, если основной трубопровод идет на ¾ резьбы, то в обходе будет всего 1/2 .

Помимо байпаса на системы отопления часто используются байпасы на водоснабжение или водоочистку. Поэтому еще одной разновидностью можно признать байпас на технически сложное и периодически требующее регламентного обслуживания оборудование. К примеру, устанавливается оборудование по очистке воды (фильтры), в таком случае обязательным условием для его монтажа считается наличие обходной линии, которая позволит пользоваться водой мимо системы или же вывести необходимые части системы на плановое или аварийное обслуживание без прекращения водоснабжения всего объекта.

Байпас без клапана (ручной)

Есть байпасы подмеса. Они встречаются как в отоплении, так и в водоподготовке. В первом случае при помощи тонких настроек добиваются необходимой температуры теплоносителя, это актуально при использовании контуров теплого пола. Во втором случае добиваются нужных характеристик у воды: жесткость, солесодержаниеи другие.

Особенности использования байпас для отопления

Байпас в системе отопления сразу дает несколько преимуществ. Если он у вас есть, то можно не бояться неточностей в монтаже системы отопления. Не обязательно точно выдерживать уклону труб.

Так же немаловажным фактором является минимизация воздействия воздуха, точнее, его скопления в приборах и узловых точках.

Часто при установке байпаса в старую систему – они начинают новую жизнь и позволяют добиваться таких результатов от стареньких труб и обогревательных приборов, о которых вы могли только мечтать. Явными показаниями для использования байпаса являются монтажные ошибки и отсутствие нормальной циркуляции в отопительном контуре.

Главной особенностью установкии использования байпаса – является наличие у вас однотрубной системы отопления. Именно такая система позволит в полной мере ощутить все положительные стороны от использования байпаса купить который стоит при наличии описанных выше затруднений со старым отопительным контуром.

Нормальное состояние для байпаса – закрытое. Часто при отсутствии крана на обходной ветке добиваются правильной скорости подмеса изначальным сужением сечения.

Пошаговая инструкция по установке

Лучше всего, если байпас и все отопительное оборудование устанавливается специалистами и монтируется в соответствии с правилами и стандартами. Специалисты обязательно правильно опрессуют систему, проверят ее на наличии брака и возможных дефектов. Однако, если у вас возникла необходимость смонтировать байпас самостоятельно, то можно прибегнуть к советам ниже.

Важным моментом в монтаже байпаса является его грамотный расчет. Как уже было сказано, байпас чаще всего имеет диаметр на размер меньше, чем основной трубопровод. Во-вторых, можно воспользоваться готовым к монтажу байпасом либо собрать его самостоятельно из отдельных элементов.

Байпас инжекционный прямой

Для людей, которые ранее не сталкивались с монтажом подобных элементов, рекомендуется использовать именно готовые элементы, так как вероятность ошибки при работе с ними сводиться практически к нулю. Определившись с самим оборудованием, стоит перейти к монтажу.

Данный элемент никогда не ставится на сам стояк. Необходимо сместить его от оси стояка, а именно на 23 выдвинуть от стояка к радиатору отопления, но и приближаться к нагревательному прибору слишком близко тоже не стоит, так как возможна неправильная работа и перегрев обратного тока, что минимизирует эффективность работы перемычки.

Многие пользователи устанавливают кран, задвижку или вентиль на безклапанный байпас. Такое решение хотя и удобно для самого пользователя, но однозначно является серьезным нарушением в многоквартирном доме. В таких домах житель не может устанавливать на стояки дополнительные элементы, которые способны помешать расчетному току жидкости и нарушить его верную циркуляцию. Если вы учли правильное заужение диаметра байпаса, то бояться, что вам не хватит температуры не стоит.

Байпас с автоматическим клапаном с циркуляционным насосом

После монтажа байпаса производят подключение устройства, которое мы обходили и их совместную опрессовку. После выдержки давления в 1, 5 раза превышающего расчетное и отсутствия течей, можно считать работу законченной. В случаях со сложными смесительными узлами и наличием автоматических систем с насосами стоит произвести пусконаладку согласно паспорту оборудования, предоставленному производителем именно вашего устройства.

Монтаж байпаса должен выполняться с осторожностью, ведь цена ошибки может мозолить вам глаза слишком долго. Обращайте, чтобы рядом с байпасом были точки опоры или крепления. Если крепеж будет слишком далеко, то изгибающие моменты при нагреве повернут трубу и сделают ее неприглядной. Если же вы сделали слишком большой диаметр трубы, то тепла вам тоже не видать.

В целом же монтаж байпаса своими руками доступен многим, необходимо только немного заранее позаботиться о порядке работ.

Итог

В качестве итога можно заметить, что такой простой и незаметный элемент системы играет такую важную роль в здоровой жизни отопительной системы всего дома. Если подбор, монтаж выполняются грамотными специалистами, то дальнейшая эксплуатация всего отопительного оборудования будет таким же простым и непринужденным, как это и должно быть.

Реальная экономия от использования закольцованных систем может достигать 10% от всех энергозатрат на отопление.

Видео о том, что такое байпас и каковы его преимущества:

В представленном видео вы ознакомитесь с преимуществами байпаса и принципами его работы,а также где лучше байпас купить .

Байпас (перемычка на батарее отопления) – это труба, которая соединяет подводящую и отводящую трубы радиатора. Далее рассмотрим, для чего нужен байпас для отопления.

Как правило, в многоквартирных домах используется однотрубная система отопления. Обычно горячая вода идет по стояку вверх, а затем вниз, проходя через отопительные батареи. То есть сначала теплоноситель попадает в радиаторы верхних этажей, а затем на нижние этажи. Есть дома, где теплоноситель движется в противоположном направлении (снизу вверх) – но суть системы не меняется. Главная особенность однотрубной системы в том что, батарея в вашей квартире напрямую связана с батареей в квартире снизу и сверху. Возникает вопрос: что будет, если кто-то перекроет батарею – все соседи по стояку останутся без тепла? Так и будет, если на батарее отопления не установлен байпас (перемычка). Если же байпас есть, теплоноситель пойдет по нему дальше, минуя перекрытую батарею.

Таким образом, байпас нужен, чтобы:

  1. Иметь возможность перекрыть батарею, не отключая от отопления весь стояк. Это актуально, если нужно заменить батарею в отопительный сезон. А прорывы радиаторов отопления случаются в разное время года.
  2. Регулировать температуру (установив специальную арматуру). Если перемычки нет, устанавливать арматуру для регулировки температуры запрещено. Иначе регулировка температуры в одной квартире приведет к изменению температуры во всех квартирах ниже.

В каких случаях перемычка не нужна?

Если на батарее нет крана, с помощью которого ее можно перекрыть – тогда байпас на радиаторе отопления не нужен. Ведь возможности перекрыть батарею без отключения стояка все равно нет.

В коттеджах и некоторых новостройках встречается двухтрубная система отопления. В этом случае каждый радиатор независимо подключается к двум трубам – подающей и обратной. Перемычка при такой схеме не используется, так как батареи не зависят друг от друга. Температура в двухтрубных системах обычно регулируется автоматически.

Правила установки байпаса в системе отопления

Желательно, чтобы установкой байпаса на батарею отопления занялись специалисты. Они смонтируют все оборудование по установленным правилам и стандартам, осуществят опрессовку системы, проверят на дефекты. Но если возникла ситуация, когда поставить перемычку нужно самостоятельно, воспользуйтесь рядом правил, которые помогут это сделать.

  • Определяющую роль при установке перемычки играет правильность произведенных расчетов. Диаметр байпаса должен быть меньше диаметра трубы на один размер. Можно взять уже готовую перемычку, либо изготовить ее самостоятельно.
  • Если ранее вы не монтировали подобные элементы, лучше взять готовую перемычку. Это сведет вероятность ошибок к минимуму.
  • Байпас нельзя ставить непосредственно на стояк. Следует сместить его ближе к батарее отопления. Однако нельзя устанавливать его и впритык, так как это может привести к неправильной работе отопительной системы и перегреву обратного тока. В результате эффект от установки перемычки становится минимальным.
  • После установки байпаса необходимо провести опрессовку с давлением в 1,5 раз выше расчетного и проверить систему на наличие течей.

Из каких материалов должен быть сделан байпас?

Перемычка на батарею отопления должна быть сделана из того же материала, что и сами трубы. Это значит, что для полипропиленовых труб используется полипропиленовая перемычка. Если трубы отопления из металла – байпас должен быть металлическим.

Можно ли ставить на байпас кран?

Некоторые жильцы многоквартирных домов ставят на перемычку кран, желая увеличить возможности регулирования температуры. Однако в случае многоквартирного дома это серьезное нарушение. Вентиль может мешать току жидкости и нарушить ее правильную циркуляцию во всем стояке.

Даже при наличии вентиля батарея не нагреется сильнее. И вместо того, чтобы улучшить микроклимат в квартире, вы можете перекрыть кран на байпасе и забыть про него. В результате придется иметь дело с соседями из замерзших квартир.

Многие наверное слышали, что для повышения эффективности работы отопительных систем, в них монтируют байпас. Но при этом люди даже не догадываются, что это...

От Masterweb

31.05.2018 02:01

Многие, наверное, слышали, что для повышения эффективности работы отопительных систем, в них монтируют байпас. Но при этом люди даже не догадываются, что это такое. На самом деле этим красивым словом называют параллельный основной системе трубопровод на одном из участков. Байпас используется в тех случаях, когда стоит задача постоянной регуляции температурного режима на отдельных участках сети, а также для облегчения процесса замены радиатора отопления без необходимости отключения всей системы. Такое простое инженерное решение значительно облегчает эксплуатацию и ремонт отопительной системы. Давайте рассмотрим, что же представляет собой байпас, что это за механизм на различных участках трубопровода.

Характеристика

Байпасом, или же байпасным обводом, называют трубопровод, служащий для изменения пути движения потока теплоносителя в обход того или иного участка магистрали отопительной системы. Нередко такой отвод подключается параллельно основному. Зачастую на участке установлено что-либо из оборудования. Одним концом обводной трубопровод присоединяют к подводящей трубе или патрубку. Второй соединяется с отводящим.

Между байпасным отводом и входным отверстием устройства, которое необходимо обогнуть, монтируют приборы запорной арматуры. Это позволяет полностью направлять поток теплоносителя по альтернативному маршруту или же регулировать количество тепла, поступающего к устройству. Чтобы имелась возможность полностью отключать отопительные приборы, отводящий патрубок оснащают запорным оборудованием. Оно устанавливается между выходным отверстием и обводной трубой.

Виды обводных решений

Устройства запорной арматуры монтируют не только на входе трубопровода, но и непосредственно на байпасе. В зависимости от того, какой из приборов запорной арматуры используется, различают три вида байпасов в системе отопления. Это нерегулируемые решения, с возможностью ручной регулировки, а также полностью автоматические системы. Каждый вид отличается своими особенностями.

Нерегулируемый патрубок

Иногда в трубопроводах монтируется самая обыкновенная труба в качестве байпаса без дополнительных устройств. Не многие знают, что это байпас, только нерегулируемый. Просвет внутри трубы никак не меняется, и жидкость-теплоноситель движется по нему без возможности как-нибудь ей управлять. Применяют эти инженерные решения при подключении радиаторов отопления в квартирах и частных домах.

В процессе проектирования отопительных систем следует помнить, что теплоноситель будет двигаться по пути наименьшего гидравлического сопротивления. Диаметр байпаса, который установлен вертикально, должен быть меньше, чем размер проходного сечения в основном трубопроводе. Если не учитывать этого нюанса, то под воздействием силы тяжести теплоноситель направится в байпас, а не в батарею отопления.

Если в отопительной системе нетрадиционная горизонтальная разводка, то работают немного другие правила. Нагретый теплоноситель будет всячески пытаться попасть наверх – удельная масса нагретой среды ниже. Поэтому устройство байпаса для подобных решений будет отличаться. Диаметр входящего патрубка должен быть близок или равен к диаметру магистрали. Отводящий же патрубок, подключенный к радиатору, делают меньшего размера, чем магистраль.


Уменьшенные размеры входящего патрубка радиатора способствует тому, что увеличивается напор теплоносителя. Также жидкость более равномерно распределяется по контуру батареи или любого другого прибора для отдачи тепла.

Устройство с ручным управлением

Данный байпас в системе отопления – не что иное, как обыкновенный обводной патрубок с шаровым краном. Такие краны лучше всего подходят для отопления. В открытом состоянии шаровые краны не снижают просвет в трубопроводе. Для циркуляции жидкости-теплоносителя нет никаких серьезных препятствий.

Наличие запорной арматуры делает возможной регулировку количества жидкости, которая будет проходить через обводной путь. Если кран полностью перекрыть, то поток теплоносителя будет двигаться по основному пути.

Если рабочие детали в шаровом кране прикипают друг к другу, то такие приборы устанавливать в систему отопления не стоит. Но если он уже установлен, то периодически необходимо его эксплуатировать – поворачивать, даже если это не нужно.

Байпасы такого плана рекомендуются для установки только в индивидуальных отопительных системах частных домов. Применять запорную арматуру на обводных перемычках в многоэтажках строго запрещается. Иногда по неосторожности можно перекрыть доступ теплоносителя к другим жильцам.


Что касается области применения таких регулируемых отводных решений, то они широко используются при подключении радиаторов к однотрубным магистралям отопления, а также в качестве обвязки гидравлического насосного оборудования.

Автоматические устройства

Данные системы узкоспециальные. Их монтируют преимущественно в качестве обвязки насосов в гравитационных отопительных системах. Жидкость может циркулировать по контурам системы без обязательной установки насосов или других агрегатов. В системе может быть установлен электрический нагнетатель – прибор помогает снизить потери тепла и способствует равномерному прогреву.

Поток жидкого теплоносителя в системе меняет направление без участия человека. В процессе работы насоса жидкий теплоноситель двигается через агрегат, а байпас для циркуляционного насоса автоматически перекрывается. Если случается остановка насосного оборудования, тогда теплоноситель пойдет по другому пути – через байпас. Крыльчатка будет ограничивать или сделать невозможным дальнейшее движение теплоносителя.

Виды автоматических устройств

Различают клапанный и инжекционный байпасы. Что это, мы рассмотрим далее. В первом варианте в обходную трубу устанавливают шаровой кран – его особенность в том, что создается минимальное сопротивление движению теплоносителя. Также не создается никаких препятствий для движения жидкости в прямом направлении. В процессе работы насоса растет скорость потока. Вода из выходного участка попадает в трубопровод, а затем разделяется на два потока. Затем движение по контуру осуществляется без каких-либо препятствий, а при попытке обратного движения жидкости мешает байпасный клапан.


Так как величина гидравлического сопротивления со стороны входного участка выше, чем со стороны выходного, то шарик в обратном клапане плотнее прижимается к седлу. Так перекрывается сечение трубопровода.

Минусом клапанного байпаса считают особую чувствительность к чистоте теплоносителя. Если в жидкость попадает загрязнение, то устройство выйдет из строя.

Далее рассмотрим инжекционный байпас. Что это такое? Это устройство, работающее на принципе гидравлического элеватора. В главном трубопроводе оно чаще большого размера. Входные и выходные патрубки продолжаются внутри.

После запуска насосного оборудования небольшая часть теплоносителя попадет в диффузор, установленный на входном патрубке. Затем жидкость пройдет через устройство байпаса и ускорится. Выходной патрубок немного сужен и по внешнему виду напоминает сопло. Через него жидкость под определенным давлением с высокой скоростью выбрасывается в основную магистраль.

С обратной стороны среза выходного патрубка имеется зона разряжения. Под его воздействием жидкость-теплоноситель вытягивается из байпаса. Струя влечет за собой окружающую среду и передает ей кинетическую энергию. Так поток стремится дальше по всей системе. Такой маршрут движения не дает образовываться обратному потоку.

Когда насос не функционирует, жидкость-теплоноситель без каких-либо препятствий движется через систему байпаса в естественном режиме.

Назначение

Мы знаем, как выглядит и работает данное инженерное решение, но мы не знаем, для чего нужен байпас. Давайте рассмотрим его назначение.

Главная задача, которую решает обводной элемент, – это сохранение возможности движения жидкого теплоносителя в контурах и магистралях отопительной системы, если насосы или другие перекачивающие агрегаты вышли из строя и не работают.


Совершено любые устройства, которые подключены таким образом, можно легко отключить от общей системы посредством перекрытия кранов в входных и выходных патрубках. Далее весь поток будет двигаться через байпасную трубу. Прибор, отключенный от магистралей отопительной системы, может быть обслужен или отремонтирован. Возможен даже полный демонтаж того или иного прибора и установка взамен его нового оборудования. При этом не нужно останавливать отопительную систему, а также нет нужды в сливе теплоносителя.

Установка байпаса в индивидуальных отопительных схемах может осуществляться в нескольких случаях. Но чаще байпасы устанавливают по причине тех преимуществ, которыми обладает данное решение. Байпас незаменим, если нужно врезать радиатор в магистраль отопления с одной трубой. Также обходные патрубки обязательно нужны для работы насосов циркуляционного типа. Выполняя подключение распределительного коллектора в теплом полу, тоже следует организовать такие обходные пути. Байпас будет очень полезен, если нужно организовать малый контур для работы твердотопливного котла.

Естественно, подключение байпаса в разных случаях имеет определенные особенности. Это всегда нужно учитывать.

Байпас на батарее отопления

Радиаторы отопления через обходные трубопроводы подключатся только в случае однотрубных магистралей. В двухтрубных системах и в случае коллекторной разводки обводные патрубки в систему врезать не имеет никакого смысла. В таких отопительных системах радиаторы подключены параллельно, и к каждой из батарей поступает теплоноситель одинаковой температуры из подающей магистрали. Если выйдет из строй какой-либо один из контуров системы, если имеются отсекающие краны, на работу всей системы это не повлияет.

В системах с одной трубой вследствие подключения теплоотдающего оборудования температура теплоносителя падает по мере движения по контуру. Чем большей теплоотдачей отличается радиатор, чем холоднее на выходе будет жидкость. Если байпас на отопление здесь не предусмотрен, то первая батарея возьмет максимум тепла и будет очень горячей, а через последний радиатор пройдет лишь слегка теплая жидкость.

Соединяя подачу и обратку трубой-перемычкой около каждой батареи, поток теплоносителя делится на два. Одна часть движется к радиатору, отдавая тепло, а вторая часть, сохранив температуру, идет по обводу и на выходе соединяется с потоком из батареи. Так удается доставить достаточно тепловой энергии, даже до последней батареи в системе. По такой схеме работает и подключается и байпас на полотенцесушитель.

Байпас и циркуляционный насос

Циркуляционные устройства через байпас подключают, если система приспособлена под самотечное движение теплоносителя. В системе должен быть обустроен специальный разгонный коллектор, а уклоны - строго соблюдены. Диаметр труб тоже должен быть достаточным. Насос в магистрали устанавливают, чтобы повысить эффективность системы.

Если же отопительная система задумывалась как принудительная, то в случае перебоев с электричеством или с выходом из строя насоса она не сможет работать. Теплоноситель не сможет двигаться без насоса или другого агрегата. В таких магистралях насосы устанавливаются без байпасов.

Особенность подключения насосного оборудования через байпас в том, что появляется противоток и возникает замкнутый контур циркуляции по кругу из байпаса к насосу. В обходном патрубке установлены устройства запорной арматуры – клапан или шаровой кран. Если насос нормально работает, то запорная арматура полностью перекрывает сечение трубы байпаса. Если элемент по какой-либо причине останавливается, тогда байпас открывается. Теплоноситель начинает двигаться.

Байпас и теплый пол

Так называемая обводная линия при монтаже систем “теплый пол” – это часть смесительного узла. Она применяется постоянно и без нее система не сможет нормально работать. Вода, движущаяся по подающей части трубопровода, имеет температуру в 80 градусов и выше. В контуре температура воды должна быть не выше, чем 45 градусов.


Чтобы подготовить теплоноситель, применяют смесительный узел со специальным трехходовым клапаном. Он способен пропустить лишь нужно количество воды. Остальной теплоноситель будет двигаться по байпасу. Там он смешается с водой, выходящей из коллектора, и отправится к котлу.

Заключение

Теперь понятно, зачем байпас используется в большинстве частных систем отопления. Это полезное техническое решение, делающее эксплуатацию отопительного оборудования проще. С байпасом можно без особого труда почистить или заменить радиатор отопления, а помещения будут прогреваться более равномерно.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

При монтаже системы обогрева важно создать такую конструкцию, которая будет функционировать с максимальным КПД и не потеряет эффективность из-за сбоев циркуляции теплоносителя.

Для этой цели необходимо использовать байпас : элемент служит для обеспечения безопасности и стабильности горячего контура и не позволяет ему выйти из строя, даже если на радиаторе отопления случится протечка.

Что такое байпас в системах отопления

Байпасом называется участок магистрали, который выполняет функцию перемычки и монтируется между прямой и обратной трубами для того, чтобы контролировать бесперебойную подачу жидкости.

Обводной контур изготавливают из того же материала, из которого выполнен стояк, но выбирают для этого трубу меньшего диаметра. Опционально на «шунт» устанавливают обратный клапан для предотвращения оттока жидкости против основного хода циркуляции.

Для чего нужен этот элемент в отопительной системе

Чаще всего в многоэтажных домах старых серий устроены однотрубные отопительные системы, которые отличаются простотой схемы и низкими затратами на монтаж. Теплопункт здания имеет коллекторы подачи и «обратки», оснащается радиаторами, и при аварии на одном из них приходится выполнять демонтаж батареи.

Такая ситуация приводит к полной парализации работы стояка, если система не оснащается байпасом: этот элемент дает возможность перекрыть движение теплоносителя с помощью запорной арматуры. В результате жидкость будет циркулировать по другим радиаторам, а поврежденные элементы можно будет заменить.

С помощью этого «шунта» становится возможным:

    Отрегулировать количество теплоносителя.

    Заменить батареи , выполнить их ремонт в условии запущенной системы без ее остановки.

    Ускорить процессы слива и наполнения обогревательных контуров рабочей средой.

    Обеспечить циркуляцию теплоносителя в принудительной системе обогрева после остановки насоса.

По байпасу вода транспортируется параллельно участкам с запорной арматурой. Обводной контур также может использоваться для слива и повторного наполнения отопительного трубопровода.

Принудительная система, оснащенная этим приспособлением, будет работать даже при отключении насоса: после прекращения подачи энергии достаточно перекрыть краны, ведущие к насосу, и открыть центральный запорный элемент.

В однотрубной системе

У специалистов не возникает вопроса о том, нужен ли байпас в однотрубной системе отопления. Ответ однозначный - да. Обвод позволяет:

    Отрегулировать степень нагрева радиаторов, если установить кран-термостат вместо запорной арматуры.

    Заменить батарею без слива теплоносителя и понижения его температуры.

В многоквартирных домах перед проведением манипуляций с отопительной системой нужно получить разрешение от сотрудников управляющей компании.

В двухтрубной системе

Владельцы частных домов интересуются, нужно ли устанавливать байпас, если в помещении устроена двухтрубная система отопления . В этом случае перемычка необязательна, поскольку радиаторы смонтированы независимым способом, который позволяет отключить батарею или выполнить ее замену без остановки работы обогрева.

Такая система считается более дорогой в монтаже, ее установка требует больше времени, однако ввиду улучшенной эффективности и простоты ремонта ее все чаще обустраивают в современных частных и многоэтажных зданиях.

Следует убедиться, что система действительно двухтрубная: некоторые однотрубные конструкции внешне выглядят похоже, но вместо параллельной трубы там устроен стояк для верхней подачи жидкости. В таких системах байпас монтировать также обязательно.

Как выполняется установка байпаса в системе отопления?

Монтаж обводного контура может быть проведен по разным схемам:

    На радиаторах однотрубных систем открытого либо закрытого типа.

    Параллельно насосному устройству , которое работает в гравитационной тепловой сети (самотечная система).

    Установка в качестве перемычки между трубами подачи и обратного движения теплоносителя.

    Монтаж на смесительных узлах.

Если речь идет о многоэтажке, где к основному стояку горячей воды подключается полотенцесушитель, в конструкции тоже нужно установить байпас .

Как сделать перемычку и правильно выбрать диаметр сечения

Для монтажа «шунта» необходимо правильно выбрать точку подключения : она должна располагаться как можно ближе к радиатору, но дальше от трубы стояка. При необходимости байпас можно оснастить вспомогательным краном.

Перед установкой нужно провести расчеты и приобрести комплектующие детали; важно, чтобы диаметр байпаса в однотрубной системе был меньше сечения основных труб на один размер .

Для внедрения насосного узла на пластиковые трубы, его собирают заранее и соединяют с помощью впаянных тройниковых перемычек, а при установке на металлические трубы сначала нужно приварить отводы для насоса.

При выполнении монтажных работ важно помнить о следующих моментах:

    Смесительный клапан монтировать не требуется , поскольку он работает в коллекторных системах, где скорость теплоносителя уже приведена к нормальному показателю.

    Нельзя допустить, чтобы запорная арматура перегревалась , поскольку это снижает ее эксплуатационные свойства. По этой причине приваривать арматуру нужно на расстоянии минимум в 20 см от клапанов, которые могут лопнуть или деформироваться.

    Насос ставится так, чтобы рабочий вал располагался горизонтально : это позволяет уменьшить гравитационную нагрузку и продлить ресурс устройства.

Предлагаем посмотреть видео, демонстрирующее правила установки байпаса в системе отопления:

Байпас – важный для функционирования однотрубной отопительной системы элемент, который незаменим при необходимости обслуживания, ремонта и демонтажа радиаторов. Установка этого компонента вполне возможна своими силами, важно лишь правильно подобрать комплектующие, позаботиться о наличии инструментов и соблюдать инструкцию.

Байпас для отопления

Ранее мы уже рассказывали о . Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен. Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования. При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.

Зачем нужен байпас

Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах. Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали. Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.

Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:

  • вертикальной;
  • горизонтальной.

Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:

  • на насосе, который нагнетает поток теплоносителя;
  • на радиаторах.

В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования. Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает . Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.

Установка на насосе

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх. Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Установка на радиаторе

Байпас на радиаторе отопления

На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками. Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.

Функции обвода, установленного перед радиатором:

  • обеспечение беспрерывной циркуляции по основному кольцу контура;
  • регулирование температуры теплоносителя.

В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.

Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.

Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.

По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.

Диаметр байпаса

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения. При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя. А когда нам нужно чтобы вода текла через насос, то мы просто перекрываем путь теплоносителю шаровым краном, установленным на магистрали.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в . Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм. Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями. При этом сбалансировать систему будет проще.