Потолок        29.11.2023   

Царю небесный молитва. Толкование молитвы «Царю Небесный

Ежедневные домашние молитвы - важная составляющая христианской жизни. Ведь человек находится в храме не так часто. В остальное время он должен работать над своим духовным возрастанием самостоятельно. Текст молитвы «Царю небесный» в православии относится к основным, которые необходимо знать наизусть. В каких случаях читается, что означает, перевод на русский язык - все найдете в статье.


Как правильно читать молитву

Авторство большинства православных молитвенных обращений к установить довольно трудно, а чаще просто невозможно. Считается, что они составлялись монахами, достигнувшими определенного просветления души, затем передавались из уст в уста. Время же возникновения примерно известно - конец 9-го века нашей эры или начало 10-го. Вскоре после этого периода текст стал использоваться верующими не только в храмах, но и в домашних молитвах.

Когда читается данная молитва, известно каждому прихожанину православного храма. Слова «Царю небесный» звучат в начале любого богослужения (как утром, так и вечером). Иногда ее произносит чтец, во время торжественной службы текст поется духовенством. С обращения к Святому Духу принято начинать любое дело, в том числе домашнее молитвенное правило.

  • За чтением данного текста как правило следует прошения Святой Троице, затем молитва . В церковной терминологии это именуется «обычное начало».
  • В богослужебной практике текст также звучит как стихира 6-го гласа. Поется она накануне праздника Пятидесятницы - это день, когда на апостолов сошел Святой Дух, согласно обещанию .

Текст Молитвы «Царю Небесный»

Во время церковной службы используется только церковнославянский текст:

Царю Небесный,
Утешителю,
Душе истины,
Иже везде сый
и вся исполняяй,
Сокровище благих
и жизни Подателю,
прииди
и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.


Толкование молитвы

Царь Небесный, Утешитель - это все обращения к одному из лиц Святой Троицы. В христианстве Дух Святой считается равным Богу Отцу и Богу Сыну. Это невидимый Царь всего мира, который посылает нам утешение во время печальных событий. Ведь жизнь земная настолько тяжела, что облегчить страдания людские под силу только .

Вездесущность - это свойство , Который находится повсюду, видит все, что происходит и посылает каждому то, что необходимо. Вся видимая вселенная существует только благодаря силе Духа Святого, в том числе и люди. Также и после физической кончины человеческая душа будет получать возможность вечной жизни от третьего лица Троицы. Конечно, это свойство вполне относится к каждому из Троицы.

Выражение «вся исполняяй» может запутать тех, кто плохо знаком с церковнославянским языком. Тут речь вовсе не об исполнении желаний. Эти слова означают, что Дух Святой повсюду, то есть наполняет собой весь мир. Имеется в виду не просто присутствие, но поддержание жизненных сил всего мира. Если бы Дух прекратил свою работу, жизнь остановилась бы, ведь вселенная не имеет другой причины существования, кроме желания Бога. Не зря далее Дух именуется тем, кто подает жизнь.

Может ввести в заблуждение и выражение «сокровище благих». Нет, Господь вовсе не является тем сокровищем, которое принадлежит только избранным, «благим» (то есть безгрешным) людям. Наоборот, Он является источником всего хорошего, что имеется в нас. Не случайно дальше следует просьба верующих о том, чтобы Святой Дух пришел и поселился в душе. Каждый верующий обязан сделать свою душу вместилищем Бога. Также именно Он объединяет людей для того, чтобы они сделались телом Христовым.

Троичный Бог

К сожалению, молитва «Царю Небесный» читается христианами не так часто, как другие. А ведь многих проблем удалось бы избежать - для этого нужно просто перед началом любого дела призвать на помощь небесные силы. Бывает очень сложно познать во всей глубине догмат о троичности христианского Бога. Обычно людям проще представить себе Христа, Который пришел в мир как человек.

Но ведь на догмате о триединстве Господа строится вся христианская философия. Чтобы облегчить задачу, духовные отцы советуют представить себе Солнце - оно является одним небесным телом, при этом давая нам тепло и свет. Также одна женщина может одновременно быть женой, матерью, сестрой.

Христианин должен предоставить свою душу, словно храм, для того, чтобы там обитал Дух Святой. Об этом тоже говорится в молитвенном обращении. Господь способен очистить нас от греха, сделать святыми и достойными Его любви.

Молитва «Царю Небесный»: текст на русском was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

Отличная статья 0

Все о религии и вере - "молитва царю небесный на русском языке полностью" с подробным описанием и фотографиями.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Царю Небесный, текст

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Текст молитвы Царю Небесному воспевает одну из ипостасей нашего Господа. К сожалению, так сложилось, что верующие люди очень редко воспевают о Святом Духе, в отличие от всех других Лиц Святой Троицы. Все это, потому, что знания людей основаны на писаниях Евангелие, которые высветлены в Ветхом Завете, где выражение Святого Духа встречается трижды. Два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Еще одним характерным фактом отличия иудейской от христианской веры является понимание и толкование существа Духа Святого. В первой Дух - это не личность, свойство Бога Отца, то есть совокупность его Дыхания и Силы.

Молитва Царю Небесному Утешителю

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Очень часто христианин не может себе представить образ Бога, который состоит из трех лиц, но в то же время является Нераздельным и Единосущным. Тем не менее, на этой догме строится все православное христианское вероучение.

Для наглядности священнослужители советуют сравнивать Святую троицу с образом земной женщины, которая также может пребывать сразу в нескольких лицах:

Также само Господь совмещает в себе три сущности.

  • праздник Святой Троицы - празднуется на 50 день после празднования Пасхи;
  • день Духа Святого - понедельник после празднования Великой Троицы.

Текст молитвы следующий:

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео православной молитвы Царю Небесный:

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

« Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Молитва царю небесный на русском языке полностью

Затем немного подожди, пока все чувства твои придут в тишину и мысли оставят всё земное, и тогда соверши положенные краткие молитвы с поклонами, без поспешности и со вниманием сердечным.

Последующие молитвы до “Отче наш” включительно читаются полностью там, где в богослужебных книгах указывается “далее Трисвятое:” или “далее Трисвятое, по “Отче наш:” .

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Когда написано “Слава:”, “И ныне:”, надо читать полностью: “Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху “, “ И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В церквнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать “зовем”, а не “зовём”, “твое”, а не “твоё”, “мое”, а не “моё” и т.д.

И ныне просвети взоры мыслей моих, отверзи уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему, и уразумевать заповеди Твои, и творить волю Твою, и петь, прославляя Тебя от сердца, и воспевать всесвятое имя Твоё, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Придите, поклонимся Царю нашему, Богу!

Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу!

И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.

3. Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.

4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, по Писаниям.

7. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.

9. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

10. Признаю одно Крещение для прощения грехов.

11. Ожидаю воскресения мёртвых,

12. и жизни будущего века. Аминь.

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася.

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щего, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

И даруй нам с бодрствующим сердцем и трезвым разумом всю ночь нашей нынешней жизни пройти, ожидая пришествия светлого дня явления Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Он, Судия всех придёт на землю со славою воздать каждому по делам его; да найдет Он нас не падшими и обленившимися, но бодрствующими и поднявшимися, при исполнении заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и божественный чертог Его славы, где празднующих глас непрестанный и невыразимое наслаждение созерцающих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий всё, и Тебя воспевает всё творение во веки веков. Аминь.

О дивный Чертог Владыки, домом Духа божественного соделай меня. Врача родившая, уврачуй многолетние страсти души моей. Носимого по волнам житейскою бурею, к пути покаяния меня направь. Избавь меня от огня вечного, злого червя и преисподней. Да не окажусь я радостью бесам, во многих грехах повинный. Обнови меня, Пренепорочная, одряхлевшего от неприметных согрешений. Яви меня непричастным всякой муке и всех Владыку умоли. Удостой меня со всеми святыми приобщиться к небесному веселью. Пресвятая Дева, услышь глас непотребного раба Твоего!

Даруй мне потоки слез, Пречистая, души моей скверну очищающие. Стенания от сердца приношу Тебе непрестанно, – усердствуй, Владычица! Молитвенное служение моё прими и к Богу милосердному принеси. Вознесенная выше Ангелов, над мирским смятением меня вознеси. Светоносная Скиния небесная, духовную благодать во мне направь. Руки и уста возношу ко хвале, оскверненные скверною, Всенепорочная. От душепагубных мерзостей избавь меня, Христа прилежно умоляя, – Ему честь и поклонение подобает ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вме́нится мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправдаю́щих мя. На та́ ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та́ да отвеща́ет, та́ да оправди́т мя, та́ да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя.

И избавь меня от многих и пагубных воспоминаний и намерений, и от всех дел злых освободи меня, ибо благословляют Тебя все роды и славится многочтимое имя Твоё во веки веков. Аминь.

*имя: святой апостол (мученик, святитель – и т.п.)

Спаси, Господи, и помилуй Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха (имя), преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов православных, также иереев и диаконов, и всех служителей церковных, которых Ты поставил пасти духовное Твое стадо, и по молитвам их помилуй и спаси меня, грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их), братьев и сестер, и родных мне по плоти, и всех близких роду моему, и друзей, и даруй им земные Твои и небесные блага. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ нашего Святе́йшаго Патриа́рха Алекси́я, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны, и весь при́чет церко́вный, я́же поста́вил еси́ пасти́ слове́сное Твое́ ста́до, и моли́твами их поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию и сестры́, и сро́дники моя́ по пло́ти, и вся бли́жния ро́да моего́, и дру́ги, и да́руй им ми́рная Твоя́ и преми́рная блага́я. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланных на службу, и путешествующих отцов и братьев наших, и всех православных христиан. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящих и обижающих меня, и причиняющих мне неприятности, и не допусти им погибнуть из-за меня, грешного. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди гре́шнаго. (Поклон)

Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти́. (Поклон)

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех родных по плоти; и прости все их согрешения вольные и невольные, даруя им Царствие, и причастие вечных Твоих благ, и Твоей бесконечной и блаженной жизни наслаждение. (Поклон)

Помяни́, Го́споди, ду́ши усо́пших рабо́в Твои́х, роди́телей мои́х (имена их), и всех сро́дников по пло́ти; и прости́ их вся согреше́ния во́льная и нево́льная, да́руя им Ца́рствие и прича́стие ве́чных Твои́х благи́х и Твоея́ безконе́чныя и блаже́нныя жи́зни наслажде́ние. (Поклон)

Помяни́, Го́споди, и вся в наде́жди воскресе́ния и жи́зни ве́чныя усо́пшия, отцы́ и бра́тию нашу, и сестры́, и зде лежа́щия и повсю́ду, правосла́вныя христиа́ны, и со святы́ми Твои́ми, иде́же присеща́ет свет лица́ Твоего́, всели́, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь. (Поклон)

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: “А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́ “. Это замечание относится и к вечерним молитвам.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Автор русского перевода: Иеромонах Амвросий, в миру Тимрот Дмитрий Александрович. e-mail: www.wertograd.narod.ru

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Молитва «Царю небесный» текст с комментариями на русском языке

Православная молитва «Царю небесный» (текст на русском языке вы найдете ниже) - является одной из основных, во время церковной службы читается далеко не один раз и кроме того её относят к числу «домашних молитв». Читать её можно после пробуждения и перед сном. Во время службы в Церкви она читается одна из первых.

Молитва «Царю небесному» текст на русском языке с комментариями

Как может помочь молитва Царю Небесному?

В первую очередь он помогает каждому понять Божью истину: в Библии можно найти обещания, что он поможет нам в этом. Если человек имеет искреннее желание стать христианином, то он должен знать Библию, в которой всё подробно сказано. Каждый должен найти время на изучение Святой книги и попросить Царя Небесного в молитве помочь нам в этом.

Святой Дух помогает устоять от искушений. Люди не должны бояться всех этих искушений, Господь Бог и Святой дух обязательно помогут нам не поддаться им. Святой Дух всячески покажет человеку путь Божий, по которому можно будет выйти из ситуации, если каким-то образом человек всё равно в неё попал.

Текст молитвы Святому Духу «Царю Небесному»

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю,

Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси,

Молитва царственным мученикам, данная чудесным образом

Существует такое понятие, как Крещение Святым Духом. Что это значит? Это Крещение предоставляется не для облегчения эмоционального состояния. Главной причиной является легкое и чистое построения духовной жизни, что дается далеко не каждому. И как раз таки Крещение такого рода, будет способствовать духовному росту и улучшению качества жизни.

Помяни, Господи, Царя Давида и всю кротость его.

Помяни, Господи, Царя Соломона и всю премудрость его. Помяни,

Господи, убиенную Царскую Семью и молитвами их святыми помилую нас, грешных.

Народ Твой заблудший, страстьми обуреваемый,

Враждою и зависью снедаемый, соблазном многим самохотне предавшийся,

Тебе изменивший и от веры Твоея святыя отвергшийся,

Ты, о Премилосердый Господи, прости и помилуй.

Милостию Твоею посети, изнеможение духа его уврачуй, прельщение обманов разжени, належащие соблазны ослаби.

И вся ны благодатною силою Твоею защити и сохрани и сердцу нашему чуяти истину даруй.

Кто есть Святой Дух Царь небесный?

Кто есть Святой Дух или Царь Небесный?

Его принято называть третьим лицом Святой Троицы - Небесным Царем. С его помощью можно найти источники блага, Святой Дух - Истинный Бог, который способен творить чудеса, он помогает людям очиститься от грехов. Человеческие души Святой Дух очищает и наполняет благоразумием, все добрые дела, на которые нацелен человек, будут благословлены им.

О Святом Духе принято говорить, как о Господе Боге, в некоторых случаях в молитвах его называют Царем Небесным. Ведь он каждую секунду поддерживает Вселенную, наполняет её.

Действия Святого Духа перед, тем как человек стал христианином

Задолго до того, как человек становится христианином, Святой Дух уже начинает о нем беспокоится.

  • Ещё с момента, когда человек совсем ребёнок, Святой Дух начинает сообщать о грехе. Он ко всем обращается, исключительно, через человеческую совесть. В момент, когда человек любым способом старается не обращать внимание на голос совести, он постепенно подводит себя к тому, что перестает слышать Святого Духа, а это значит, что в момент когда Тот попытается обличать его, он не заметит этого.
  • Святой Дух помогает сблизиться с Богом и приводит нас к нему. Господь Бог любит каждого из нас, даже грешников он пытается наставить на путь истинный. Святой Дух помогает привести нас к этой истине.
  • К каждому, кто принимает решение следовать за Всевышним, приходит Святой Дух и живет внутри такого человека. Таким образом он помогает духовному росту, и в момент когда христианин начинает каяться, он чувствует внутри некую новую жизнь. Эта жизнь и есть Святой Дух.

Петру и Февронии

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Полное собрание и описание: царю небесный трисвятое молитва для духовной жизни верующего человека.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша ».

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Молитва Святому Духу Царю Небесный

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Эта молитва поется в храме перед началом молебна, а также читается или поется перед началом всякого дела для призывания Святого Духа в помощь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Царю небесный трисвятое молитва

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Услуги доставки и монтажа. Монтажные работы.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Царю Небесный, текст

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Текст молитвы Царю Небесному воспевает одну из ипостасей нашего Господа. К сожалению, так сложилось, что верующие люди очень редко воспевают о Святом Духе, в отличие от всех других Лиц Святой Троицы. Все это, потому, что знания людей основаны на писаниях Евангелие, которые высветлены в Ветхом Завете, где выражение Святого Духа встречается трижды. Два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Еще одним характерным фактом отличия иудейской от христианской веры является понимание и толкование существа Духа Святого. В первой Дух - это не личность, свойство Бога Отца, то есть совокупность его Дыхания и Силы.

Молитва Царю Небесному Утешителю

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Очень часто христианин не может себе представить образ Бога, который состоит из трех лиц, но в то же время является Нераздельным и Единосущным. Тем не менее, на этой догме строится все православное христианское вероучение.

Для наглядности священнослужители советуют сравнивать Святую троицу с образом земной женщины, которая также может пребывать сразу в нескольких лицах:

Также само Господь совмещает в себе три сущности.

  • праздник Святой Троицы - празднуется на 50 день после празднования Пасхи;
  • день Духа Святого - понедельник после празднования Великой Троицы.

Текст молитвы следующий:

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео православной молитвы Царю Небесный:

Православная молитва «Трисвятое» (текст на русском языке)

Молитва равно таинство. Это некое отношения человека к Богу. Молитва – человеческая связь с Господом, разговор с ним. Молитва «Трисвятое» текст которой вы можете прочесть ниже, это очень простая, но действенная молитва Господу которую можно читать по любому поводу в повседневной жизни.

Православная молитва «Трисвятое» текст на русском языке

Сила молитвы в жизни каждого

Молитва несет в себе очень глубокий смысл. С помощью неё мы можем поблагодарить Господа, восхвалить его, попросить о помощи либо о прощении. В момент просьбы о прощении мы таким образом признаемся в грехах, осознаем их и очищаем себя. Когда начинаем восхвалять Бога, то это обозначает, что мы радуемся жизни, миру, тому что имеем, то что дышим и живем.

Не редко мы просим о желаниях. В этот момент мы проникаем в глубь себя и находим истинные потребности. С помощью молитвы человек может вернуться к себе настоящему, такому, каким он был создан изначально.

Но молитва, это не обычный пересказ по памяти или подбор слов, это то, что исходит от души. И ту молитву можно засчитать, которая произнеслась из глубины. Это возможно только, когда мы начнём понимать значение её в нашей жизни и только тогда мы серьезнее станем относиться к её прочтению.

Текст молитвы

ниже мы приводим полный текст молитвы «Трисвятое» на русском языке с ударениями:

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

История Молитвы Трисвятое

Чем чаще мы будем пропускать через себя молитву, тем больше мы будем духовно наполняться и приобщаться к духовной жизни.

Каждый молящийся не должен думать о результате от молитвы. В этот момент нужно все свои мысли обратить и направить к Богу. Он для всех нас является источником всего. Силы, жизни и разного блага. Он сам знает, кому, когда и что давать. И забирает он тоже только тогда, когда по его мнение самое время.

Для того, чтобы быть христианином достаточно будет 5 минут утром и вечером, уделенных молитве. Но это возможно в том случае, если она произносится от души, с чувством и пониманием. Мысль во время молитвы должна соответствовать словам, глубинное понимание проговариваемых слов всегда будет услышано.

История Молитвы «Трисвятое»

  • Эта молитва всегда читается трижды во имя всем известной Святой Троицы. «Ангельская песнь» вот ещё одно название этой молитвы.
  • Трём святым христиане стали молиться после землетрясения в Константинополе, во время которого пострадало очень много домов и поселений.. Когда народ прибавил к молитве Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный» слова помилуй нас, то землетрясение в миг остановилось.
  • Святой Боже – первое лицо Бог Отца. Святой Крепкий – Сын Бога. Он такой же, как и Отец – всемогущий. Святой Бессмертный – Святого Дух, который не только вечен сам по себе, а дает жизнь всем живым существам.
  • Называется молитва Трисвятое, потому что каждое слово «святый» повторяется в ней трижды.

Положение тела при молитве

Во время молитвы используются разные позы и жесты. Молиться можно стоя, можно на коленях, можно с руками перед собой, иногда делаются поклоны. Вообще, очень важно, чтобы молящийся задействовал и тело. Можно, конечно молиться и лежа, но это в том случае, если Вы болеющий. Либо в путешествии, мы сидя про себя молимся.

Но в обычной жизни, необходимо придерживаться молитв стоя, а если Вы попали на службу в Храме, то там необходимо соответствовать прихожанам. Приучайте себя к Молитве и Ваша жизнь непременно станет налаживаться. Будьте благодарны за то, что имеете.

Петру и Февронии

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Хочу добавить, что даже когда нет сил помолиться стоя, то стоит только пересилить себя, как сразу чувствуется Божья помощь и появляются силы. Именно стараясь встать для чтения молитвы, я смог себя поднять себя на ноги после очень тяжелой болезни. Я не мог молиться лежа, я знал, что должен встать, пойти в Храм. И я сделал это. Молитва «Тресвятое» это основная молитва любого верующего человека.

Добавить комментарий Отменить ответ

Вопросы и Ответы

Интернет журнал о загадочном и непознанном

© Copyright 2015-2017гг. Все права защищены. Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки. 18+ Строго для совершеннолетних!

Царю Небесный

Царю́ Небе́сный – сокращенное название молитвы Святому Духу, которая начинается словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы она не читается.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.

Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.

Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.

Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Предначинательные молитвы

На этой странице

Эти молитвы всегда читаются в самом начале и перед всеми другими молитвами,

и перед началом всякого дела.

Общее последование предначинательных молитв.

Молитва мы́таря с некоторыми похожими прошениями их можно читать по желанию.

Начальный возглас священника или домашнее частное начало.

Молитва Святому Духу «Царю небесный».

Трисвятое по Отче наш. Тропари.

Господи помилуй 12: Молитва.

Приидите поклонимся: Псалом 50 или 90, Символ веры

Но есть некоторые отличия, между Утренних, вечерних, канонов, акафистов и других.

И которые читаются после Пасхи. По окончании всех молитв всегда читаются заключительные.

Начало молитв в Храме и домашняя (Келейная) молитва имеют некоторую разницу сравни.

Церковное начало молитв Домашнее начало молитв

Есть два варианта начала домашних молитв.

(1) Допускается в домашних молитвах вставлять своих любимых святых.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ии́сусе Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

И часто задаётся вопрос как канонически правильно их читать? Ведь даже в разных молитвословах молитвы начинаются в этих двух вариантах.

Оба варианта правильные. Почему?

У нас в России и по всему миру очень почитают Богородицу, тысячи икон и храмов.

А вспомниная евангельское повествование о происшедшем в Кане галлилейской. Когда по просьбе своей Матушки, Господь наш Иисус Христос превратил простую воду в хорошее вино. Так свершилось первое чудо сотворённое Господом.

По преданию Святых Отцов, как описано на праздник успения Богородицы. Апостол Фома опоздал на похороны и просил открыть гроб для прощания и когда по его просьбе открыли. То Богородицу там не обнаружили, а нашли только плащаницу, в доказательство что Она там была погребена.

Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо:

“Честнóе тело Пресвяты́я Де́вы тле́ния во гробе не уви́де: оба́че Она с телом преи́де от земли к небеси́”.

“Богоприе́мное тело, аще и во гро́бе вселя́ется, но во гро́бе пребы́ти не навы́че, востает же силою Боже́ственною”.

Ибо не подобало селению Жизни, (говорится в синаксаре празднику), удерживаться смертью. И родившей Создателя твари в нерастленном теле, оставленной быть на тление в земле со всеми сотворенными.

Поэтому мы с верой и надеждой обращаемся к Богородице. Зная и веря, что Она здесь рядом с нами, и Сын сказавший “Почитайте родителей” услышит просьбу.

Второй вариант: просто немного укороченный. Святых отец наших – под этим понимается, что это все святые вместе с Богородицей, только в смысле прародителей.

В дополнение к такому началу предначинательных молитв есть благочестивая традиция добавлять еще несколько прошений, похожих на молитву мытаря. Они помогают отстранится от дел житейских и более усердно настроится на молитву.

В домашних или келейных молитвах есть своя некоторая тонкость. Как говорят монахи, келья устава не знает. Можно какое-то послабление себе назначить или наоборот несколько нагрузить себя. Главное в этом деле, исполнять своё молитвенное правило регулярно. И желательно под руководством духовника.

Те святые к кому мы обращаемся с молитвой, не количеством прочитанных молитв встретились с Господом на небе. А ещё здесь на земле Господь посетил их, полюбивших Его и всех людей. “Бог есть любовь ”

Разбойник на кресте покаялся и стал первым христианином сказав.

“ И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! [Лк.23:42] ”

Перед началом молитвы стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Это читается по желанию

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (поклон)

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго и поми́луй мя. (поклон)

Созда́вый мя, Го́споди, поми́луй мя. (поклон)

Без числа́ согреши́х, Го́споди, прости́ мя. (поклон)

Влады́чице моя, Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго. (поклон)

Ангеле Храни́телю мой святы́й, от вся́кого зла сохрани́ мя. (поклон)

Святы́й (апо́столе или му́чениче, или препо́добне о́тче,

в память которого названы имя), мо́ли Бо́га о мне. (поклон)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере (1) и всех святы́х, помилуй нас. Ами́нь.

(1) Допускается в домашних молитвах вставить своих любимых святых.

(Святителя Николая чудотворца, равноапостольной княги Ольги)

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Трисвятое по Отче наш

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

(3 раза, с крестным зна́мением и поясными поклонами)

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша. Влады́ко, прости́ безза́кония на́ша. Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, по́милуй. (3 раза)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х. Да святи́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́ко же и мы оставля́ем должнико́м на́шим, и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лукава́го.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Ца́реви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу Ца́реви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прии́дите, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

Предначинательные и заключительные молитвы прописаны во всех скачиваемых файлах.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

МОЛИТВА

«Ц арю Н ебесный, У тешителю, Д уше истины, Иже везде сый и вся исполняяй, С окровище благих и жизни П одателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Б лаже, души наша» .

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Просмотрено (3873) раз

История молитвы «Царю небесному» насчитывает более тысячи лет. Согласно проведенному исследованию, ее еще не знали в уставе Константинополя в 9 веке.

И этот факт позволяет с уверенностью отнести время ее появления к концу девятого и началу десятого века. По мнению ученых, молитва Царю Небесному была перенесена в традицию домашней молитвенной практики.

Невозможно определить авторство и источники происхождения молитвы. На этот счет существуют разные мнения, кто-то полагает, что авторство молитвы Святому Духу принадлежит монаху-отшельнику, кто-то думает, что текст является творением императора-гимнографа, или это своеобразный пример адаптации еретической мольбы, впервые появившейся в иконоборческих кругах.

В православной интерпретации прошение «Царю Небесному» представляет собой текст, наполненный догматическим смыслом для православного сознания. И молитва эта обращена к Святому Духу, которое стоит слушать. Стоит принять во внимание, что в православном вероучении признается три ипостаси Единого Бога. К каждой ипостаси происходит отдельное обращение к утешителю.

Небесный Покровитель в данном случае является титулом, которым молящиеся наделили Всевышнего.

Римская империя также служит своеобразным источником, служащим в качестве подкрепления подобного титулования.

Использование молитвенного обращения

Сегодня молитвенное прошение Царю все чаще слышится как инвокация, то есть когда Бога молитвенно призывают перед групповыми и личными молитвами Святому Духу. Православный обиход называет это «обычным началом», когда слушают обращения «Царю Небесному», мольбы Святой Троице и «Отче наш».

В богослужении подобное обращение к утешителю используется как стихира Святому Духу, которую слушают на вечерне. Она посвящена празднеству Пятидесятницы и Дню Святой Троицы. Такая молитва зародилась в храмовом богослужении и постепенно ее слушают и используют в домашней практике.

Молитва «Царю Небесному»

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»

Толкование молитвенного обращения

Мольба Царю является прошением о снисхождении Святого Духа и об излиянии Его присутствия. Это прошение об осуществлении харизматического помазания, в силу чего мольба слушается при всяком групповом богослужении и чинопоследовании, в домашних молитвенных обращениях, когда появляется необходимость сделать ее богодухновенной, исполненной присутствия Святого Духа.