Инструмент        25.11.2023   

Болгарские мученики авраамий и феодор. Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар Святому мученику авраамию болгарскому чудотворцу

Летописец говорит о нём, что Авраамий Болгарский жил в 13 веке и был «иного языка, не русского» (имя до крещения неизвестно). Вероятно, он происходил из булгар («волжских болгар», «камских болгар»), воспитывался в мусульманской среде и первоначально исповедовал ислам .


Впрочем Авраамий Болгарский ни как не связан с Болгарией, город Болгар находится в Татарстане .

Авраамий Болгарский являлся богатым и знатным купцом, торговал в городах Поволжья.

Под влиянием общения с русскими купцами Авраамий Болгарский принял православие, сделавшись активным миссионером.

Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение.

Летопись свидетельствует о том, что Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство.

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Видя непреклонность Авраамиям Болгарского, его истязали и повесили вниз головой. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». 1 апреля 1229 г. он был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.

Тело Авраамия Булгарского было погребено русскими купцами (согласно одному из предположений, муромскими) на христианском кладбище в Булгаре.

Вскоре, согласно летописному свидетельству, в наказание «за кровь мученика Христова» город Булгар (Болгар) сгорел. На месте же казни Авраамиям Болгарского забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.

Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.

Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесённые в основанный его матерью Великой княгиней Марией Шварновной Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.


В Успенском Княгиненом монастыре проживал и служил святой исповедник двадцатого века, Священномученик Афанасий , епископ Ковровский, чьи мощи так же почивают во Владимире.

17 февраля 1923 года, святитель Афанасий (Сахаров) писал из Таганской тюрьмы города Москвы: " Да лучше пускай все храмы будут закрыты, только не должно православным молиться с отступниками. Что же, тяжело лишаться своего храма, тяжело лишаться близости к мощам святых угодников, (мученика Авраамия). Но Господь в нерукотворных храмах живёт, и на всяком месте Он с призывающим Его и остающимися Ему верными. И святые угодники Божии не оставляют своей помощию, не только тех, которые имеют возможность непосредственного поклонения их телесным останкам, но и лишённых этой возможности. С православными они везде сопребывают духом. Поэтому-то и не страшно для православных христиан видимое телесное удаление от святыни. Может случится, что отступники станут служить около наших святынь, но святые не будут с ними. Явное доказательство этому то, что они насквозь пропитаны чувством злобы и не имеют спокойствия. И хотя бы все святыни они захватили в свои руки им не освободится от обладающего ими духа зла. А вот я сейчас смотрю на заключённых и гонимых за дело Христово епископов и священников, слышу о православных пастырях в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. Очевидно Господь помогает и святые не оставляют их, и что характерно, злобы то у нас нет к обнавленцам.. Конечно, ни о каком общении с ними у нас речи быть не может, ни какого снисхождения или потворства. Пока не покаются они и на деле своего покаяния не покажут - все они для нас яко язычники и мытари. Это они на себе носят Каинову печать, стеная и трясясь ходят....

А тюрем нечего нам бояться. Здесь лучше чем на свободе. Это я не преувеличивая говорю. Здесь с нами истинное православие. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии. А сколько же у вас на воле скорбей, постоянная опасность заразиться обновленчеством, постоянное ожидание какой либо пакости от них, возможность тягостных, я бы сказал омерзительных встреч с ними... Попробуй тут устоять ."

В 1923 году мощи Св. Авраамия передали в музей. В 1954 году их след теряется, как «не представляющих исторического значения».

Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, и в 1992 г. она была передана епископу. Эта частица мощей и почитается во Владимире, как святые главные мощи мученика Авраамия.

Такая же частица мощей Св.Авраамия находится и в Татарстане, в городе Болгар. После завоевания Казанского ханства недалеко от места страданий мученика Авраамия Болгарского был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого, над целебным источником, был сооружён колодец, а рядом с ним — памятник-часовня в виде четырёхгранного столба, на сторонах которого помещались иконы.

В 1878 г. епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал в Болгар икону святого мученика с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого находились до 1806 г., и поставить её в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского.

В советское время святыни были утеряны, часовня у колодца на месте смерти мученика разрушена, а сам колодец осквернён. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, сберегавшаяся жителями города по домам, которая ныне находится в Храме святого мученика Авраамия Болгарского (Свято-Авраамиевском храме) города Болгар.

Считается, что мученик Авраамий Болгарский обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях (сохранились записи об исцелении больных). Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.

Вера, духовность, молитва…. все эти слова вызывают в каждом из нас светлую и благодатную теплоту где-то в глубине сердца и нашей душе.

Данная статья посвящена святому мученику Аврааму Болгарскому, для начала давайте разберемся, кто такой Авраамий Болгарский, чем он занимался, и почему человечество посвятило ему акафист и молитвы. В конце статьи прочитаем акафист святому Авраамию.

Акафистом называют хвалебно-благодарственное песнопение в честь Господа Бога, Божией Матери, любому из святых мучеников, ангелу. Значение акафиста в церковной жизни играет важную роль, так как каждый прихожанин во время службы имеет возможность (зная текст акафиста, который в свою очередь отличается простотой и понятностью от текстов общественного богослужения) сам «участвовать» в процессе служения, а именно петь акафист с церковным хором.

Дабы глубже понимать, смысл акафистов и молитв, посвященных муч. Аврааму Болгарскому целесообразным будет раскрыть Вам краткую историю этого святого.


История Авраамия Болгарского

В древних писаниях летописцев содержится упоминание об Аврааме Болгарском. В данной летописи, упоминание о нем, как о человеке «иного языка», родом из города болгар.

Будучи богатым и знатным купцом, торговавшим в городах Поволжья, он полностью посвятил себя блаженным делам и Богу. Он помогал всем, кому нужна была помощь и не скрывал своей христианской веры, которую проповедовал повсюду, где бывал. Однако не всем пришелся по душе факт того, что богатый купец, болгарского происхождения проповедует Христианство, в особенности многих его соплеменников мусульман.

Однажды, прибыв по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, Авраамий Болгарский будучи на торговой ярмарке начал призывать мусульманский народ уверовать в Иисуса Христа, что привело к непоправимым последствиям. Соплеменники схватили его и принуждали отречься от Христа ради мусульманства сначала уговорами, позже физическими пытками.

Выстояв перед всеми испытаниями, перенеся жестокие муки, Авраамий Болгарский не предал Иисуса Христа. Его избивали, томили в заключении, придавая нечеловеческим пыткам. Однако святой настолько был укреплен своей верой, что ничего не могло его заставить отказаться от Христианства. Он до конца своих дней остался, абсолютно непоколебим в своей вере и бескрайней любви к Иисусу Христу.

Мусульмане, озверев видя непреклонность в вере Авраамия Болгарского публично отвели его к берегам Волги и отсекли ему сперва руки, затем ноги и голову. Но христиане, с должным уважением и трепетом, похоронили тело страдальца на христианском кладбище. Произошло это 1 апреля 1229 года. По писаниям тело святого было предано земле, погребено на христианском кладбище в городе Булгар.

Позже жители города Булгар и сам город понесли наказание - город сгорел дотла. Летописцы считают, что сам Господь наслал пожары за кровь Святого Авраамия Болгарского.

Вскоре, у гроба Авраамия Болгарского стали происходить чудесные знамения, слух о которых пошел по всей православной Руси, ставшие поводом для почитания Святого мученика.

Его мощи со временем, забрали с болгарской земли на землю русскую (г. Владимир).

По преданию, мощи св. Авраамия Болгарского имеют особою благодатную силу исцелять больных, опекаться о больных детях. Авраамию Болгарскому молятся об успехе и покровительстве в предпринимательской деятельности и торговли.

Издавна существует молитва Святому Авраамию Болгарскому об успехе в торговле и предпринимательстве, об опеке над больными детьми.


Молитва Святомученику Авраамию Болгарскому

Святый мучениче Аврамие, доблий воине Христа Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничто же возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу, ни лестныя обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань против волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа, и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко предстоя со ангелы и всеми святыми престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас, о святей обители сей и граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и о православной Русской державе. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим, и благосердно помогаеши немощным младенцам, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Тем же верою и любовию ко святым мощам твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на небеси наш молитвенниче и заступниче, помогай нам грешным и смиренным твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас, святую обитель сию и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий, моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских, и да сподобит нас недостойных одесную Себе стати на суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Но если вам необходимо помолиться о конкретном случае, то стоит обратиться к Святому мученику Авраамию Болгарскому с кондаками и икосами приведенными ниже.


Акафист Авраамию чудотворцу

Кондак 1

Избранный страстотерпче Христов и чудотворче предивный, во страдании твоем венец приемый от руки Вседержителя и со ангелы предстояй Его престолу, песньми восхваляем тя любовию и молимтися, молитвами твоими от всяких бед и скорбей свобождай нас, тебе зовущих: Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Икос 1

Ангелов сожитель и человеков заступник воистину явился еси, мучениче достохвальне, благоволением всех Творца Христа Бога, Его же возлюбил еси и за Него же пострадал еси даже до крове во исповедании непоколебимом. Темже приими от нас сия хваления: Радуйся, звездо пресветлая благочестия; радуйся, светило, во тме нечестия преславно возсиявшее. Радуйся, зловерия магометова обличителю; Радуйся, веры христианския небоязненный проповедниче. Радуйся, Евангельскаго учения добрый послушателю; Радуйся, закона Господня теплейший хранителю. Радуйся, куплю временную пременивый на стяжание вечное небесное; Радуйся, веры Христовы бисер многоценен стяжавый. Радуйся, Христовым учением душу твою просветивый; Радуйся, удостоившийся благодатнаго осенения свыше. Радуйся, явивыйся добродетелей жилище, преукрашенное чистотою; Радуйся, Духа Святаго обитель прекрасная. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 2

Видя Христос Господь душу твою, ко приятию семени слова Божия чистотою и милостынею предуготованную, светом познания Своего просвети тя, блаженне, яко Корнилия сотника древле, тако и твоя добродетели преждебывшия помянув любоблагоутробно, спасаемых части сотвори тя общника в Небеснем Царствии, идеже со ангелы поеши Пресвятей Троице песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещенный даровася тебе, Авраамие, имже ясно проразумел еси тщету душепагубную зловерия магометова, и онаго уклонитися, Христа же взыскати потщался еси вседушно; темже взываем ти: Радуйся, блаженный последователю Христов; Радуйся, любителю заповедей Его преискренний. Радуйся, крине благоуханный рая превышняго; Радуйся, цвете прекрасный вертограда Иисусова. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменивый; Радуйся, стяжания тленная презревый. Радуйся, нищия удовливый; Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославый. Радуйся, яко не уклонился еси в сеть лихоимания; Радуйся, яко неуловим пребыл еси мрежею сребролюбия. Радуйся, мудрый купец Царствия Небеснаго; Радуйся, верный рабе, данный тебе мнас усугубивый. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепи тя на подвиг страдальческий, мучениче святый Авраамие; не терпя бо видети пагубу душ человеческих, ревностию разжеглся еси по Бозе живе, и став посреде торжища, небоязненно обличил еси магометову прелесть, поучая собратий твоих благочестно веровати во Христа, за Него же и страдати не уклонился еси, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имея зловерием потемненныя души, не восхотеша болгаре приникнути в разум словес твоих божественных, но руце убийственныя на тя возложивше, биением лютым содробляху твоя составы. Мы же, ублажая страдания твоя, глаголем: Радуйся, Христа вседушно возлюбивый; Радуйся, любовь к Нему язвами, за Него подъятыми, явивый. Радуйся, апостолом поревновавый; Радуйся, орган Святаго Духа бывый. Радуйся, благовестия Евангельскаго уста благоглаголивая; Радуйся, словеса жизни вечныя провещаяй. Радуйся, биение лютое за пресладкаго ти Иисуса сладце претерпевый; Радуйся, поругание и досаждение за Него благодушно восприявый. Радуйся, яко во исповедании Христове непоколебим пребыл еси; Радуйся, яко ласканми и прельщенми непреклонен явился еси. Радуйся, страстотерпче, в мужестве неодоленный; Радуйся, добропобедниче, в терпении непреложный. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 4

Бурею злобы дышуще, нечестивии болгаре терзаху тя, яко агнца незлобива зверие дивии, покушаяся муками отвратити тя от Христа ко своему нечестию; но ничтоже успеша потемненнии, силою бо свыше укрепляемь, посрамил еси оных ухищрение, посреде мучений немолчно исповедуя Христа, единаго Творца и Бога, и вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав увещательныя твоя глаголы, мучителие твои, аспидом глухим уподобльшеся, сугубыми ранами уязвляху тело твое многотерпеливое, Авраамие святе, яко не быти на нем места цела и неуязвлена. Дивяся убо величеству терпения твоего, зовем ти: Радуйся, учителю благочестия; Радуйся, посрамителю нечестия. Радуйся, ранами, яко утварьми многоценными украшенный; Радуйся, кровию твоею, яко багряницею, украшенный. Радуйся, всесожжение тучное себе Христу принесший; Радуйся, за прелюбезнаго ти Иисуса душу положивый. Радуйся, страданием сочетавыйся Христу, ради нашего спасения распятому; Радуйся, ликовствуяй в чертозе небеснаго Домовладыки. Радуйся, у престола Божия предстояй с горними силами; Радуйся, откровенным лицем созерцаяй славу трисияннаго Божества. Радуйся, от райских высот приникаяй благосердием твоим к нам земнородным; Радуйся, спасаяй от бед веру и любовь к тебе имущих. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 5

Богомудрым проповедником апостолом, за имя Христово раны радостно приемшим, подражал еси во страдании твоем, Авраамие, вопия сопротив мучащих тя: Христа чту, Его единаго люблю и умрети за Него преискренне желаю, да и с Ним живу во веки, зовый: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя, злочестивии мучителие болгаре, непреклонна и непобедима исповедника Христова, первее руце и нозе твои отсекоша, таже и главу твою честную мечем отъяша, и тако доблестно течение твое скончав, прешел еси к обителем небесным, от нас же земных слышиши похвалы сия: Радуйся, исповедниче Христов непобедимый; Радуйся, адаманте терпения крепчайший. Радуйся, новый мучениче, древним великим мучеником равночестне; Радуйся, преславный венценосче, горе увенчанный. Радуйся, чудотворения благодатию от Господа обогащенный; Радуйся, целеб подателю всеблагий. Радуйся, во благоухании святыни почиваяй; Радуйся, ароматы райскими облагоухаяй души верных. Радуйся, источниче даров многоразличных; Радуйся, реко приснотекущая чудес. Радуйся, милосердия к страждущим сокровище неистощимое; Радуйся, болящих врачевство неоскудное. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 6

Проповестся в стране Российстей доблесть подвига твоего страдальческаго, мучениче всехвальный; темже слышав твою кончину славную и чудотворений твоих благодать, благоверный великий князь Георгий восхоте стяжати тя заступника стольному граду своему Владимиру, в онь же мощи твоя от болгар принести потщася, зовый венчающему мученики Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси преславно чудотворения лучами, по пренесении мощей твоих честных, Авраамие святе, во град Владимир, иже оными светло красуется, яко сокровищем многоценным; мы же, чтущии тя, раку твою многоцелебную любезне обстояще, зовем ти: Радуйся, града нашего похвало и утверждение; Радуйся, обители Богоматерния, в нейже почиваеши, присное заступление. Радуйся, подвизающимся в ней благодатное вспоможение; Радуйся, оных покрове и защищение. Радуйся, недугующих скоро предстательный целебниче; Радуйся, унывающих благонадежное возбуждение. Радуйся, скорбящих всежелательное утешение; Радуйся, нищих изобильное богатство. Радуйся, болящих младенцев исцеление; Радуйся, изнемогающих укрепление. Радуйся, ревнующих о благочестии помощниче; Радуйся, пребывающих в посте и молитве споспешниче. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 7

Хотя человеколюбец Господь явити щедрот Своих обилие стране Российстей, дарова нам тебе страстотерпца новаго и молитвенника богоприятнаго, чудес благодать источающа и недужных безмездно врачующа; темже благодарим тобою благодеющаго нам Господа и светло празднуем честных мощей твоих пронесение, к ним с любовию припадающе и Христу зовуще: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя мученика и добляго страдальца, Христова исповедника и чудотворца славнаго, любовию ублажаем, и радующеся о твоем к нам пришествии, глаголем: Радуйся, деннице лучезарная, от болгар во Владимир град притекшая; радуйся, лучу немерцающий солнца правды Христа. Радуйся, угодниче Господень, предивный в чудесех; Радуйся, праведниче, прославленный на небеси и на земли. Радуйся, нетлением мощей твоих в истине воскресения мертвых уверяяй; Радуйся, образ безсмертия в смертнем телеси показуяй. Радуйся, яко тебе дана бысть благодать за ны молитися и возбуждати нас ко благим делам; Радуйся, яко и по преставлении твоем благодеяние требующим подаваеши. Радуйся, от смертоносных язв и болезней притекающих к тебе сохраняяй; Радуйся, бедствующим и обидимым помогаяй. Радуйся, боголюбивых душ непостыдное упование; Радуйся, любящих тя присное утешение. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 8

Странно есть видети мертвенное тело, жизнь присносущную являющее, во гробе лежащее и недуги врачующее; но, мучениче Христов Авраамие, мощами твоими святыми в храме сем почиваяй, веруем несомненно, яко и духом твоим не отлучаешися от нас недостойных, честную раку твою с любовию обстоящих и Христу благодарне зовущих: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в вышних еси, святче Божий, во светлости святых торжествуеши и наслаждаешися неизреченных благ небесных; вемы же, яко и нас земных и перстных не забываеши, но от горних высот милостивно к нам приникаеши, подвизая нас чествовати тя сими похвалами: Радуйся, благочестия утверждение; Радуйся, православия похвало. Радуйся, земли Российския благодатное осенение; Радуйся, града Владимира светлое радование. Радуйся, многострадальная розго винограда Христова; Радуйся, гражданине горняго града, Иерусалима небеснаго. Радуйся, в преславном мученическом лике пребываяй; Радуйся, рая жителю всеблаженный. Радуйся, Царствия Христова наследниче; Радуйся, вечныя блаженныя жизни сопричастниче. Радуйся, прибежище наше и защищение; Радуйся, скорое и безмездное недугов врачевание. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 9

Вси ангели небеснии восприяша тя радостно во обители райския, страдальче богомудре Авраамие, идеже святая твоя душа, огнем страдания искушенная, почесть победную восприя от Христа Бога нашего, праведнаго мздовоздаятеля подвизающихся за имя Его святое на земли; прославляя бо их на небеси, с горними вои у престола Своего предстояния сподобляет, идеже поется Ему немолчная песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийством злочестивым и прельщением лукавым неуловлен пребыл еси, страстотерпче, изволивый паче умрети, неже Христа и веры в Него святыя отрещися, темже, яко добляго исповедника Христова, ублажаем тя и зовем: Радуйся, пречудное мужество явивый; Радуйся, яко просвещен был еси зарею Пресвятаго Духа. Радуйся, яко страх малодушный от себе отрясл еси; Радуйся, яко щитом веры оградился еси. Радуйся, неумолкающий благовестниче силы Божия, в немощи человечестей совершающияся; Радуйся, истинный поклонниче, духом и истиною кланяяйся Творцу. Радуйся, мужу желаний духовных, взыскавый Христа в стране нечестия магометова; Радуйся, отринувый богопротивную оную прелесть. Радуйся, куплю деявый временную, вкупе же и вечную, небесную; Радуйся, странники и нищия питавый от трудов твоих праведных. Радуйся, елеем милости умащенная главо; Радуйся, горо добродетелей, орошенная крове страдальческия излиянием. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 10

Спастися нам преискренне желая, молишися за нас горе у престола Божия, страдальче Христов Авраамие, и твоими молитвами пособствуеши нам в странствии многотрудном земнаго жития, еже в покаянии и благочестии скончати, да сподобимся с тобою воспевати Христу и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену защищения стяжавше твоя святыя молитвы, Авраамие чудне, радуемся грешнии и чтем любовию память твоего усекновения и мощей твоих святых пренесения, зовуще: Радуйся, великоименитый наш заступниче; Радуйся, небожителю богопросвещенный. Радуйся, чудотворче дивный и милостивый; Радуйся, благий послушателю сущих в скорбех. Радуйся, предваряяй прошения призывающих тя в бедах; Радуйся, грешных ко исправлению приведение. Радуйся, миро врачебное недугом многоразличным; Радуйся, не токмо телесных, но и душевных болезней изрядный целителю. Радуйся, духов нечистых от человеков прогонителю; Радуйся, даров благодатных независтный подателю. Радуйся, благоуханием мощей твоих услаждаяй души наша; Радуйся, чудесы твоими утверждаяй нас во истине святыя православныя веры. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 11

Пение молебное и похвалу сию смиренную не презри, мучениче; се бо верою и любовию к тебе подвизаеми, раку мощей твоих соборне обстояще, ублажаем тя, заступника нашего, и молимся: молися за ны выну ко Господу, вемы бо к Нему твое невозбранное дерзновение и твоих молитв благодатное действо. Имуще таковаго предстателя, благодарно зовем дивному во святых Своих Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным Троическим сиянием горе осиянный, Авраамие святе, озари наша сердца, тьмою греховною покровенная; да елеем благих дел возжегши угасшия светильники наша, сподобимся брачнаго Христова чертога, идеже ты вселяешися со святыми и слышиши сия от нас благохваления: Радуйся, Богом данный покровителю наш; Радуйся, ангелоподобный человече. Радуйся, нищелюбче благословенный; Радуйся, странноприимниче, древнему оному праотцу Аврааму уподобляяйся. Радуйся, яко рука твоя изобильно помогаше нуждающимся; Радуйся, яко мудре расточал еси богатство тленное. Радуйся, оное пременивый на нетленныя небесныя блага; Радуйся, наслаждаяйся блаженства милостивых. Радуйся, предстояй Агнцу Божию в лике мученическом; Радуйся, ликовствуяй в селении праведных. Радуйся, во страдании твоем доблесть чудную явивый; Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Христа и Бога нашего, святый и славный страстотерпче Авраамие; веруем бо несомненно, яко еже просиши, дарует ти всеблагий Владыка; темже и о нас грешных умоляти не престай Его благоутробие и испроси нам дар коемуждо благопотребен, да зовем всех благих виновнику и дароподателю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем твою страдальческую кончину, славим твоих честных мощей от болгар во Владимир пренесение, от нихже токи чудес источаеши непрестанно, подвизая звати тебе: Радуйся, архангелов и ангелов сослужителю; Радуйся, патриархов и пророков спредстоятелю. Радуйся, апостолов единоревнителю; Радуйся, мучеников красото. Радуйся, святителей и преподобных собеседниче; Радуйся, праведных и всех святых сожителю. Радуйся, яко свыше чудес деянии украсился еси; Радуйся, в честных и многоцелебных мощах своих выну с нами пребываяй. Радуйся, оными преславно чудодействуяй; Радуйся, отрадо наша и в скорбех утешение. Радуйся, недугующих исцеление; Радуйся, согрешающих исправление. Радуйся, мучениче и чудотворче Авраамие.

Кондак 13

О преславный страстотерпче Христов Авраамие, милостиво приемши сие малое моление наше, умоли Царя царствующих и Господа господствующих, Христа Бога нашего, избавити нас от всякия скорби и нужды в жизни сей и мучений вечных по скончании нашем, да сподобимся в Царствии Небеснем вкупе с тобою пети Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Святой мученик Авраамий Болгарский был канонизирован, что говорит о том, насколько важным представлялся его подвиг для христианской веры. Для мощей Авраамия Болгарского выстроен красивый ковчег, пред которым находится написанная икона Святого мученика. Все у святого получают благодатную помощь, милостивую опеку и исцеление. До теперешнего времени, к мощам святого Авраамия Болгарского, приходят люди в крепкой вере в то, что он сможет помочь им в лечении недугов и преодолении бед.

Этот богатый и знатный купец жил в Волжской Булгарии в конце XII-начале XIII вв. Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения*). По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31). Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику). Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!»

При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси. В 1230 году к благоверному владимирскому князю Георгию Всеволодовичу явились послы от волжских булгар просить мира (после шестилетней войны с Русью). Князь Георгий согласился на их желание и, едва заключен был мир, послал в Булгары посольство для перенесения мощей мученика Христова. 9 марта 1230 года его мощи были перенесены во Владимир, в Княгинин монастырь (где и поныне хранится уцелевшая частица).

Незадолго до революции в с.Болгары были переданы древний образ святого с частицей его мощей и старая деревянная рака. Эти святыни были утеряны в период безбожного лихолетья. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, в безбожное время сберегавшаяся с благоговением жителями города по домам, ныне же находящаяся в Свято-Авраамиевском храме г. Болгара. Господь прославил Своего угодника многими чудесами, происходившими по его молитвам у святых мощей. Было замечено, что мученик обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях, сохранились записи об исцелении больных. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве . Так гласит житие этого замечательного святого.

На месте его казни забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Можно предполагать, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников булгар. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек мусульманского вероисповедания.

Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского** находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море. На этом месте когда-то находился Ага-Базар (плывучий базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д.

Святой Авраамий:

Мне показалось, он немного похож на меня =)

Вода считается целебной. Известны случаи исцеления болящих как среди местных жителей, так и среди приезжающих. Источник посещают люди из других городов и сёл, не только православные, но и мусульмане. Приятная на вкус вода. Все бутыли, которые у нас были, мы наполнили этой водой и привезли домой в Башкирию.

Когда восстанавливали ключ, было найдено множество таких крестов. Их ставили здесь люди в благодарность Господу за помощь, которую они получали после молитв на этом святом месте. Чтобы и другие знали, что это место особое и благодатное.

Единственное, что меня немного огорчило, это плохая дорога, ведущая к источнику. Глядя на то, как облагораживается вся территория Болгарского городища, это место кажется намеренно игнорируемым. Надо бы и сюда проложить новый асфальт. Ведь туристы сюда тоже приезжают.

А это храм святого Авраамия. На всем белом свете имеется всего два храма, посвященные этому святому. Второй храм находится во Владимирской области в поселке Энергетик. Мне кажется, церквей с таким названием должно быть гораздо больше, особенно в Татарстане. Это же все-таки местный и даже, можно сказать, национальный святой для казанских татар (среди них православных сейчас очень много и их становится все больше и больше), кряшен и чувашей, для которых волжские болгары являются прямыми предками. Если бы булгары пошли христианским путем, сейчас Авраамий для них был бы таким же популярным, как святой Патрик у ирландцев. А 1 апреля, возможно, отмечался бы как национальный праздник - День Святого Авраамия. Но, к сожалению, булгары упустили этот шанс. Впрочем, кто знает, если популярность Авраамия достигнет достаточных высот, этот праздник действительно станет отмечаться широкомасштабно... Дай Бог, Дай Бог!

Памятник в честь 20-летия основания храма его именем:

Что меня приятно удивило, так это большое количество туристов, посещающих сей храм. Значит, все-таки люди знают об Авраамие Болгарском:

Иконная лавка:

Себе купил вот эти две маленькие иконки. По опыту знаю, ни в одной церкви их нельзя найти, только в храме Святого Авраамия они имеются:

Авраамий Болгарский - покровитель мусульман, обратившихся ко Христу! А так же предпринимателей и болящих младенцев:

Рака с частицей мощей Авраамия Болгарского:

Не описать тот трепет, который меня охватил, когда я прикоснулся к нему:

В отличие от большинства православных церквей, тут много скамеек.

К сожалению, все это фотографировалось в спешке и мне не удалось сделать все, что мне хотелось, я даже не смог побывать на литургии, а так хотелось! Увы, надо было скорее ехать домой. Но я сюда еще вернусь, дай Бог!

* Возможно, до крещения его звали Ибрагимом, т.к. это имя в Волжской Болгарии было распространено (например, известны булгарские правители с таким же именем). А мусульманское Ибрагим по-христиански звучит как Авраамий .
** Есть и другое название у источника - "Туйбике коесы" (Источник Туйбики). По одной из легенд, Туйбика была дочерью булгарского царя Айдара.

В православии не так уж мало святых мучеников и чудотворцев, почитаемых верующими и самой церковью. О жизни и деяниях одних известно многое, об обстоятельствах, при которых выросли и пришли к принятию христианства другие - чрезвычайно мало.

Одним из таких святых, об обстоятельствах жизни которого известно не слишком много, является Авраамий Болгарский. Отзывы же о чудесном разрешении жизненных проблем после молитвы у его иконы побуждают многих людей к паломничеству к мощам.

Кто этот человек?

О детстве и отрочестве святого сохранилось чрезвычайно мало информации. Все, что о нем известно, почерпнуто из Лаврентьевской летописи, названной в честь одного из составивших ее монахов. Она датируется приблизительно XIV столетием и в настоящее время хранится в одной из библиотек Санкт-Петербурга.

Авраамий Болгарский - чудотворец и святой русской православной церкви, согласно этой летописи, славянином не был. Летописец описывает этого человека как говорившего на другом, не русском языке. Предположительно, святой являлся булгарином. Как иначе называют этот народ - волжские или же камские болгары. Это этнические предки башкир, чувашей, татар и других народов.

Место же и дата смерти святого известны доподлинно. Этот человек скончался в начале XIII столетия, первого апреля. Случилось это в 1229 году в городке Болгар, то есть на территории Волжской Булгарии.

Чем он занимался при жизни?

Св. Авраамий Болгарский, согласно летописи, был человеком весьма состоятельным, даже богатым. Занимался торговлей, то есть являлся купцом. Судя по упоминанию в летописи о том, что торговал Авраамий практически по всему Поволжью, дела у него явно шли хорошо.

Торговлю он вел с представителями русского купечества. Предположительно, именно благодаря таким деловым связям и отношениям будущий святой не только выучил русский язык, но и заинтересовался христианским мировоззрением.

Всегда ли он был христианином?

Авраамий Болгарский воспитывался не в христианской традиции. Предположительно, этот человек вырос внутри исламской культуры. Вероятно, что под влиянием общения с представителями русского купечества будущий святой не только узнал об основных постулатах христианства, но и принял его.

Разумеется, говоря о влиянии православного купечества на мировоззрение будущего святого, не стоит понимать его как давление. Торговцы всех народностей, в том числе и русские купцы, во все времена отличались толерантностью и спокойно вели дела с иноверцами. Скорее всего, мировоззрение христиан было ближе душевному состоянию и отвечало личностным качествам будущего святого, чем вероисповедание, в рамках которого он вырос.

Что отличало этого человека?

Авраамий Болгарский не был похож своих единоземцев. Согласно летописи, был он преисполнен сострадания и отличался кротостью нрава. Милосердие будущего святого к другим людям не ограничивалось добрыми словами или же молитвой за них. Как бы сказали наши современники, Авраамий активно занимался благотворительностью. Этот человек поддерживал тех, кому в жизни повезло меньше, чем ему, не только добрыми словами, но еще и делами.

Исходя из этого становится ясно, по каким внутренним причинам будущий святой потянулся душевно к христианству. Милосердие, забота о ближних, помощь неимущим и сердечная доброта являются неотъемлемыми составляющими христианского мировоззрения, впрочем, как и многое другое.

Чем он занимался впоследствии?

О том, как жил Авраамий Болгарский после принятия христианства, тоже доподлинно известно не особо много. Этот человек не оставил своих занятий и по-прежнему вел успешную торговлю по всему Поволжью. Однако после таинства крещения Авраамий не только занимался делами, то есть торговал, но и вел активную миссионерскую работу, проповедовал, рассказывал об Иисусе и христианстве в целом.

Когда именно будущего святого коснулась благодать божия и он принял крещение, доподлинно неизвестно. Однако свое имя Авраамий этот человек получил как раз после принятия христианской веры. К сожалению, имя, которым будущий святой был наречен при рождении, не упоминается в летописных источниках.

Как умер этот человек?

Продолжая заниматься торговыми делами после принятия святого крещения, Авраамий Болгарский, разумеется, неоднократно бывал и дома, а не только находился в разъездах. Конечно же, как и любой состоятельный человек, он владел землей, был хозяином имения.

О смерти будущего святого известно гораздо больше, чем о его жизни. И дело вовсе не в том, что Авраамий принял мученическую кончину. Свидетелями его гибели и всего того, что ей предшествовало, были купцы, торговцы из Мурома. Именно муромцы выкупили тело будущего святого и погребли его согласно христианскому обычаю.

Погиб будущий святой в Великих Булгарах. В те времена этот город был столицей, и в нем проводились крупные торговые ярмарки - «ага-базары». Туда съезжались занимающиеся торговлей люди отовсюду, представляя свой товар и занимаясь, как бы сказали сейчас, заключением сделок.

Разумеется, будущий святой, активно проповедовавший идеи христианства и занимавшийся миссионерскими делами, не мог упустить возможности рассказать о Господе, ведь базар собрал большое количество самых разных людей. Более того, Авраамий не считал, что следует чего-либо опасаться, ведь он находился на родной земле.

Выступая перед толпой народа с проповедью, будущий святой Авраамий Болгарский столкнулся не только с непониманием со стороны своих соотечественников, но и с неприятием, а также с откровенной агрессией. Испокон веков люди пытались изменить мировоззрение своих ближних, которое не соответствовало их собственным взглядам, ощущениям или же убеждением. Жертвой этого типа поведения и стал будущий святой.

Сначала его, конечно же, уговаривали. Разумеется, целью уговоров было отречение от Господа, возвращение к вероисповеданию, в рамках которого рос и воспитывался Авраамий. Но, столкнувшись с твердостью веры, а вполне возможно, что и с новой, уже более приватной проповедью, люди ему стали угрожать. Угрозы эти, согласно свидетельствам муромских торговцев, не относились к здоровью и жизни будущего святого. У него обещали изъять имущество, забрать землю и дом.

Угрозы не возымели действия, более того, будущий мученик Авраамий Болгарский, вероятно, находясь в пылу чувств, опрометчиво заявил, что не только имущества, но и собственной жизни не пожалеет за веру в Господа. Скорее всего, такое заявление стало своеобразным катализатором, толчком для выплескивания агрессии. Святого начали бить. Били его так, что на теле не осталось ни одного участка без повреждений, даже все кости были сломаны.

Невзирая на такие серьезные травмы, в теле святого жизнь осталась. Тогда мучители, став бить своего единоземца, швырнули его, истекающего кровью, в тюремный застенок. Но и оказавшись на пороге гибели, страдая телесно нестерпимо, Авраамий не отрекся от Господа. В те мгновения, когда будущий святой находился в сознании, он славил имя Христово и увещевал стражников принять истинную веру, проповедуя им.

Разумеется, подобная стойкость не вызвала понимания у мучителей. В первый день апреля Авраамия вывезли за город, к старому колодцу, и казнили. Казнь была тоже непростой. Мученику постепенно отсекали конечности - начали с кистей, потом подошла очередь предплечий. Таким образом его лишили рук, а затем и ног. Но даже утопая в собственной крови, Авраамий славил имя Господа и умолял его простить палачей. Устав от издевательств, мучители отсекли будущему святому голову.

Похоронили мученика муромские торговцы, бывшие свидетелями как неудачной проповеди на базарной площади, так и мучительной казни. Погребен Авраамий был на специальном погосте для местных христиан, и вскоре возле его могилы начали твориться чудеса, слухи о которых быстро распространились не только по Булгарии, но и по русским княжествам.

Когда именно началось почитание этого святого, сказать невозможно. Вероятно, в течение первого же года, как только были замечены происходившие близ могилы чудеса.

На момент гибели мученика булгары воевали с русскими княжествами. Война эта была достаточно вялой и длилась целых шесть лет. Практически боевых действий и не было, случались отдельные «показательные» сражения и множество местных мелких стычек, заканчивавшихся грабежами.

На княжении во Владимире в 1230 году был Георгий Всеволодович. Именно к нему прибыло посольство из Поволжья с просьбой о заключении мира. Князь согласился, но взамен потребовал перенесения с земель «нечестивцев» мощей христианского мученика. Они были перенесены во Владимир, в один из монастырей. Вероятно, этот перенос и можно считать началом почитания святого православной церковью, хотя в то время храм Авраамия Болгарского или хотя бы часовня не были построены. Но мощи уже в тринадцатом столетии почитались как чудотворящие.

В чем помогает этот святой?

К нему верующие обращаются с различными просьбами. Разумеется, есть и определенные традиции, столетиями сложившиеся убеждения, относящиеся к тому, каким мольбам внемлет Авраамий Болгарский. В чем помогает этот святой? Конечно же, в первую очередь, в ведении торговых дел.

Купечество считало мученика своим покровителем еще до нашествия монголо-татарских орд, и до сих пор среди набожных бизнесменов принято молиться перед заключением каких-либо сделок или закупкой товаров этому святому. То есть Авраамий покровительствует предпринимателям, людям, имеющим любое отношение к торговле - владельцам магазинов, продавцам, администраторам.

Однако на этом благая сила святого не исчерпывается. Испокон веков повелось молить его о помощи, будучи в бедственном состоянии. Святой помогает поправить материальные дела, обрести благополучие, собственный кров и стабильный достаток.

Кроме этого, к образу Авраамия идут с мольбами об исцелении больных детей, даровании им успехов в обучении и жизненных сил. В архивах православной церкви сохранились письменные свидетельства о чудесных исцелениях как во время поклонения мощам, так и при молитве перед образом святого мученика.

Когда святого вспоминает церковь?

Акафист Авраамию Болгарскому служится в день его кончины, то есть первого апреля. В чтениях упоминается его краткое житие, рассказывается о мученичестве и подвиге во имя Господа.

Особое внимание этому святому уделяют в храмах Владимира, Казани и городка Болгар, только в 90-е годы прошлого века переставшего быть селом. Он находится на месте древней поволжской столицы, в которой и принял свою мученическую серть святой. Также считается, что древний город Булгары - не только место кончины Авраамия, но еще и его родная земля.

Помимо того, что в первый день апреля читается акафист Авраамию Болгарскому, в храмах Казани, Владимира и Болгара святой чтится всю последующую неделю.

Есть ли особые иконы?

Чудотворным образом, к которому на поклон шли верующие со всех уголков Руси, являлась икона, содержащая вкрапление мощей святого.

У этого образа непростая судьба. В день, когда в селении на месте древних Булгар открыл для прихожан свои двери храм святого Авраамия Болгарского, икону с мощами ему подарил Феогност, епископ Владимира. Случилось это событие в далеком 1878 году.

Впоследствии, в 1892 году, служители храма из Булгар обратились к высшему духовенству с прошением перенести из Владимира старинную раку из дерева, для того чтобы достойно представить верующим чудотворный образ. Прошение было удовлетворено, и начиная с мая того же года икона находилась в постоянном доступе для поклонения в раке.

Однако когда создавался образ, как в нем оказались мощи - неизвестно. Единственное, что об этой иконе известно, так это то, что она была необычайно стара, но краски сияли словно новые.

К сожалению, в послереволюционные годы чудотворная икона была утеряна. Судьба ее неизвестна до сих пор.

Как молиться об обретении благосостояния?

Молиться святому покровителю занимающихся торговыми делами людей нужно искренне и с чистыми помыслами. Он не покровительствует жажде наживы. Сам он при жизни тратил доходы на благие дела, поддерживал неимущих и помогал встать на ноги всем, кому это требовалось.

Соответственно, и молиться ему следует с благими намерениями, а не с желанием просто нажиться, разбогатеть:

«Мученик святой, Авраамий! Обращаюсь к тебе за помощью и в надежде на твое покровительство в делах моих и заботах мирских. Не оставь, святой, мольбу мою, услышь и даруй благоденствие дому моему, достаток и успех в начинаниях. Не стяжательства ради и без скаредности в сердце, с помыслами открытыми и благими целями прошу помощи твоей. Благослови и сбереги, защити и помоги, святой Авраамий. Аминь».

Как просить о даровании здоровья?

Молиться об исцелении нужно, веря в собственные слова. Не святые мощи творят чудеса, и не сказанные слова, а вера человека в силу Господа.

«Авраамий, святой мученик Господень! Молю тебя избавить от скорбей и болей дитя мое (имя). Молю даровать здравие и радости, коими преисполнены дети. Не оставь, святой, в час бедствия, испытаний лихих. Помоги осилить ношу непосильную, одолеть хворь злую. Заступись за нас пред Господом, умоли ниспослать здоровье. Аминь».

С вятой мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец, был родом из волжских болгар, предков нынешних чувашей. Он воспитывался в магометанстве, принятом болгарами в 922 году при хакане Алмусе. С малых лет стремился Авраамий к добродетельной жизни. Господь призрел на его самоотверженные труды и по благодати Божией просветил сердце Авраамия живоносным светом учения Христова. Приняв святое Крещение, Авраамий стал ревностным христианином. Он питал нищих, поил жаждущих, одевал нагих. Молитвой и постом укрепил Авраамий душу свою в благочестии. Святой Авраамий унаследовал от своих родителей значительное состояние. Став христианином, он «гостьбу деяше», то есть торговал, был купцом. В 1228 году святой Авраамий приплыл на ладье по Волге для торговли в город Великий Булгар, древнюю столицу Болгарского царства. Святой Авраамий не скрывал ни от кого своей веры во Христа и смело проповедовал повсюду открытую ему Господом истину, что надлежит покаяться и в сердечном сокрушении о грехах, в праведной добродетельной жизни, стяжав крепкую веру в Господа нашего Иисуса Христа, надеясь на Его милосердие, войти в Царствие Божие. Волжские болгары смутились, увидев, что весьма богатый и прославленный купец, причем не из русских городов пришедший, а принадлежащий к их племени, ревностно и непрестанно проповедует веру Христову. Они схватили его и принуждали отречься от Христа. Много дней склоняли они святого мученика возвратиться к мусульманству, прибегая то к уговорам, то к истязаниям. Однако мужественный исповедник Христов Авраамий остался непреклонен, не внял их суетным советам, но непоколебимо исповедывал Христа, истинного Бога, а магометанскую веру отвергал. Святой мученик Авраамий устоял перед многими прельщениями, не устрашился жестоких мук, с честью перенес все испытания. После многих и продолжительных пыток истязатели усекли ему голову 1 апреля 1229 года. Христиане взяли тело страдальца, положили в гроб и погребли на христианском кладбище Великого Булгара. Никоновская летопись повествует: «Бог же сотворил вскоре отмщение, летом загорелся их Великий город и сгорела его большая половина, оставшаяся же часть города многими днями загоралась по дважды и трижды в день, и так мало осталось города, весь погорел и многое множество товара бесчисленного сгорело». Этим же летом были разбиты и обращены в бегство болгарские пограничные посты на реке Яике. Окончательное уничтожение Болгарского царства и разрушение его столицы татаро-монголами последовало осенью 1237 года. Летом 1229 года волжские болгары заключили мир с великим князем Владимирским святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем (память 4 февраля) на шесть лет. Обе стороны обязались отпустить пленных.

6 марта 1230 года мощи святого мученика Авраамия были принесены из Болгарской земли в славный город Владимир. Вместе с епископом Митрофаном и со всем клиром Георгий Всеволодович встретил мощи святого мученика за версту от города с зажженными свечами. Мощи святого Авраамия были положены в Благовещенской церкви Успенского женского монастыря, основанного в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Всеволода. Со времени перенесения мощей началось и празднование памяти святого мученика Авраамия во Владимире. Болящие надевали на себя его вериги и стояли в них во время богослужения, по вере своей получая исцеление от недугов.